Выстояли и победили: cвидетельствуют архивы

/ ОКУПАЦИОННЫЕ СИЛЫ / ПАРТИЗАНСКИЕ ОТРЯДЫ / ВИТЕБСКОЕ ПОДПОЛЬЕ / НКВД / СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ АРХИВЫ /

Спящая смерть

На земле Витебщины война 1941-1945 гг. оставила свой след в виде таящейся, скрытой смерти, которая каждый год, месяц и день мирной жизни напоминает о себе. В этой связи следует подчеркнуть, что наш нравственный долг также в том, чтобы воздать должное мужеству и героизму тех, кто, начиная с 1944 года, нес на себе основную тяжесть смертельно опасных работ по разминированию освобожденной территории и уничтожению оставшихся боеприпасов.

Как показало изучение архивных документов, на освобожденной от оккупантов территории Витебской области была проведена большая работа по разминированию местности, сбору оставшегося трофейного и отечественного вооружения, боеприпасов и имущества. Наряду со специальными инженерными и трофейными частями ее осуществляли районные и городские команды по разминированию, состоявшие из подростков-бойцов Осоавиахима. Объем работ по разминированию, выполненных фактически гражданскими лицами, превышает даже размеры работ, осуществленных специальными воинскими подразделениями. В 1944-1945 годах районными и городскими командами Осоавиахима очищено 15,8 тысяч кв. километров. Бойцами собрано, обезврежено и уничтожено свыше 4,7 млн. единиц отечественного и трофейного вооружения.

Согласно решениям исполкома областного Совета, которые по данному вопросу в I полугодии 1944 года принимались дважды, в каждом освобожденном районе создавалась команда по разминированию и сбору вооружения в составе 50-100 человек из лиц обоего пола 15 лет и старше. Формирование, подготовка и непосредственная деятельность этих команд сталкивалась с немалыми трудностями. К середине марта 1944 года, например, в Полоцком, Россонском, Сиротинском, Суражском районах вообще не было подготовленных кадров. Возникало немало неразрешимых проблем, связанных с обеспечением транспортом, питанием, саперным и инженерным инструментом.

Особенно осложнялось разминирование районов, на территории которых длительное время находился рубеж фронта, где в связи с фактическим отсутствием местного населения практически не было возможности решать вопросы с транспортом, ночлегом бойцов и другие. Вот о чем пишет в мае 1945 года председатель облсовета Осоавиахима майор Алаторцев: "Из-за отсутствия транспорта "разминерам" приходится всё саперноеимущество носить на себе на расстоянии 30-40 км, нарушая при этом технику безопасности. Руководство местных органов власти не интересуется положением с разминированием. Много несчастных случаев в результате взрывов боеприпасов происходит с мирными жителями и бойцами". Он приводит такой пример: в Лиозненском районе подорвался на минном поле начальник районной команды, которого пришлось нести 30 км до станции на руках и поэтому он потерял много крови. В Витебске командира не приняли ни в одну из больниц. И когда его наконец определили в областную больницу, то из-за несвоевременного оказания медицинской помощи больному пришлось ампутировать ногу.

О тяжелом положении бойцов Осоавиахима говорит следующий факт, который также приводит майор Алаторцев в своей докладной. В Богушевском районе на минном поле погиб заместитель начальника районной команды и боец, ещё один боец из-за отсутствия медицинской помощи и невозможности быстро доставить его в больницу скончался. Раненого бойца пытались спасти. За помощью обращались в облздравотдел и к дежурному областной милиции, но никто транспорта не выделил. Не было оказано помощи со стороны местных властей и при погребении погибших. Председатель райисполкома пообещал сделать гробы и выделить транспорт, но ни того, ни другого не исполнил. Гробы были изготовлены в военкомате, лошадь бойцы выпросили у председателя местного колхоза. С горечью и обидой майор Алаторцев сообщает в докладной о таком отношении со стороны местных властей, которые, по его словам, "бездушно и бесчеловечно отнеслись к погибшим и даже не проводили их в последний путь".

Мы будем необъективны, если на основе приведенных фактов станем утверждать, что такое отношение к бойцам Осоавиахима складывалось повсеместно. Однако бесспорно то, что их деятельность осуществлялась в сложнейших условиях, встречая объективные и субъективные трудности, что делает более значимым их подвиг.

Таким образом, силами наспех подготовленных бойцов Осоавиахима, фактически подростков, с использованием простейшего саперного инструмента проводились работы по разминированию на освобожденной территории. Поэтому отсутствие опыта, слабая подготовка разминеров приводила их к гибели. По неполным архивным данным в 1944-1945 годах при разминировании и сборе трофеев пострадало более 60 человек минеров и инструкторов. Из них 15 человек погибло. Остальные бойцы Осоавиахима были тяжело ранены. И это были в основном подростки 1927-1928 годов рождения.

В октябре-декабре 1946 года правительственная комиссия провела проверку документации и объема выполненных работ по разминированию и сбору взрывоопасного оружия. Комиссия выехала в ряд районов области и сделала вывод, что необезвреженных минных полей и минных участков значительно больше. По некоторым причинам имело место некачественное выполнение работ и формальный их прием местными властями. По неполным данным, на территории, которая считалась очищенной и разминированной от мин и боеприпасов, было 36 случаев подрыва людей и техники. В Богушевском районе при повторной проверке высоковольтной линии у деревни Языково в радиусе 70 метров выявлено более 100 противотанковых мин. В Лепельском районе при проверке телеграфной линии погибло 2 связиста и выявлено 8 минированных столбов. И такие случаи были неединичны. Интересными представляются архивные данные по этой проблеме по городу Витебску. Силамибойцов Осоавиахима с помощью офицерского состава военкомата с момента освобождения города Витебска по 1-е июня 1945 года было проверено 156 км улиц и дорог, разминировано на подступах к городу 7 мостов. Полностью осмотрены все жилые и служебные строения. Вся просмотренная и очищенная площадь составила 23 тыс. гектаров.

Огромная работа проведена по складированию боеприпасов на станции Медведка, где было собрано 40 тысяч снарядов, 50 тысяч патронов и много другого боевого вооружения. Из-за отсутствия транспорта и бензина к маю 1945 года в городе также были сосредоточены склады снарядов и мин, которые располагались в 70-80 точках города. Так, на улице им. Калинина находилось 5 складов, столько же на территории фабрики "КИМ", по одному складу на Часовой фабрике, спиртзаводе, пивзаводе, железнодорожной станции. Все эти хранилища впоследствии были осмотрены специальной комиссией и ликвидированы.

Мы привели всего лишь некоторые данные из архивных источников о разминировании территории области в первый мирный послевоенный год. Но борьба со скрытой смертью происходила все последующие годы после войны, что нередко нарушало наше спокойствие, унося жизни земляков. И еще не наступило то время, когда мы сможем с уверенностью сказать, что всё смертоносное наследие войны обезврежено и уничтожено.


М. В. Пищуленок
Источник: "Выстояли и победили: свидетельствуют архивы", Витебск-2005
 
 
ФОТОАРХИВ
ВИТЕБСК 1941
ВИТЕБСК 1942
ВИТЕБСК 1943
ВИТЕБСК 1944
СТАРЫЙ ВИТЕБСК
ЛИЦА ПОБЕДЫ
   
 
 




ВНИМАНИЕ! При использовании материалов ссылка на сайт, авторство и источник обязательна.