Ленд-Лиз
Авиация в годы Великой отечественной войны

 

"Харрикейны" для СССР

30 августа 1941 года Уинстон Черчилль предложил Сталину в рамках программы "ленд-лиза" поставить 200 истребителей типа "Харрикейн". Эти машины должны были стать хорошим дополнением к партии из 200 Р-40 "Томагавк". На тот момент Советскому Союзу выбирать фактически было не из чего и практически сразу было дано согласие. По планам эти самолеты должны были морским путем доставлены в Мурманск, где собраны и переданы советской стороне, однако первые "Харрикейны" попали в СССР не совсем обычно.

28 августа 1941 года на аэродром Ваепга под Мурманском приземлились 24 "Хар-рикейна" Mk.liB из 151-го Крыла RAF (командир - Wg.Cdr. H.N.G. Ramsbottom-Isherwood), взлетевшие с палубы авианосца "Аргус". Вскоре к ним добавились еще 15 самолетов, доставленные и собранные в Архангельске английскими специалистами. В состав британской группы входили две эскадрильи -81-я (командир сквадрон-лидер Топи Рук) и 134-я (сквадрон-лидер Тони Миллер). Задачей британских летчиков была помощь в освоении советскими летчиками новой техники. Однако вскоре они включились в боевую работу, которая включала совместное с советскими летчиками патрулирование воздушного пространства, прикрытие конвоев и портов, куда прибывала западная помощь.

Свой первый боевой вылет они совершили 11 сентября, а на следующий день понесли первую (и единственную за командировку) потерю - во время атаки "Хеши ел я" 126, прикрытого тройкой Ме- 109, британцам удалось сбить два истребителя, но сами они потеряли один самолет и летчика - сержанта Смита.

Всего до своего отъезда 18 октября летчики заявили о 15 победах. Всех командиров и трех летчиков наградили Орденами Ленина - самой высокой наградой СССР.

Из 37 оставленных британцами самолетов было сформировано новое подразделение ВВС Северного флота - 78-й истребительный авиаполк, командовать которым стал уже известный на тот момент североморский ас Борис Сафонов.

Тем временем 22 сентября 1941 года комиссия НИИ ВВС приняла первый "Харрикейн", собранный непосредственно в СССР. В акте - приемке в числе прочего было отмечено, что самолет уже был в употреблении и прошел капитальный ремонт.

В октябре в Мурманск прибыла первая партия "Харрикейнов". Эти самолеты не поступили на вооружение строевых полков, так как не было необходимого количества подготовленных летчиков.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что первым полком ВВС Красной Армии, куда поступили новые самолеты, стал 27-й запасной авиаполк, базировавшийся на аэродроме "Кадников" под Вологдой. Следом был 6-й запасной авиаполк в Иванове. Позднее подготовку летчиков передали в летные авиашколы, причем главной была Качинская, эвакуированная вглубь страны. Использование "Харрикейнов" (как и большинства других истребителей иностранного происхождения) на советско-германском фронте началось с Севера. Кроме 72-го и 78-го истребительных авиаполков ВВС СФ, "Харитоны" (такое прозвище истребители получили в войсках) находились на вооружении 152-го и 760-го ИАП, воевавших в Карелии. Недостаточное количество подготовленных механиков вынуждало инженеров ВВС Карельского фронта придумывать свои способы поддержания британских самолетов в боевой готовности. Еще тяжелее было летчикам - ведь первые полеты приходилось выполнять без инструкторов, тем более что не было не только двухместного варианта, но и даже руководства по летной эксплуатации на русском языке! Это вынудило самопально делать двухместные варианты истребителя.

Несмотря на огромные трудности летчики 152-го ИАП в декабре 1941 года выполнили первые боевые вылеты. Практически сразу стало ясно, что стандартное вооружение истребителя явно слабовато, поэтому поначалу в каждом крыле установили по два 12.7-мм пулемета БК с боекомплектом по 100 патронов на каждый ствол. Кроме того, под каждое крыло была установлена подвеска для одной 50-кг бомбы. Сначала такой модернизации подверглись девять самолетов ВВС Карельского фронта, а после того как такое переоборудование было признано целесообразным, то и следующие. В дальнейшем истребители на этом участке фронта были модифицированы и для применения реактивных снарядов.

С января 1942 года в интересах 26-й армии стал действовать и 760-й ИАП. Достаточно хорошо освоив самолет, советские летчики стали одерживать на нем победы, хотя характеристики самолета на тот период уже были явно недостаточными. Так, 16 мая 1942 года тройка "Харрикейнов" 760-го ИАП под командованием старшего лейтенанта А.И. Николаенко атаковала группу из семи Ю-87 под прикрытием четырех Ме-109. В первой атаке были сбиты два "лаптежни-ка", а остальные развернулись домой. Но не тут было - "сталинские соколы" на отходе сбили еще один бомбардировщик. В тот же день звено старшего лейтенанта Н.А. Кузнецова сбило два Ме-109 и три Ю-87.

Однако наиболее масштабно "Харрикей-ны" 760-го ИАП привлекались для ПВО кировской железнодорожной ветки, которая соединяла Мурманск с остальной частью страны. Кроме вылетов на патрулирование советские летчики совершили и несколько превентивных атак пунктов базирования авиации противника. Так, в начале августа "Харрикей-ны" 760-го ИАП вместе с ЛаГТ-3 609-го и Ил-2 17 ГвШАП совершили серию налетов на вражеский аэродром Тунг-озеро. Это привело к тому, что вскоре Люфтваффе отказалось от базирования на этом аэродроме.

Достаточно тяжелыми для советской стороны оказались сражения на мурманском направлении лета 1942 года. Немцы значительно усилили удары с воздуха, в то время как ВВС 14-й армии располагало на 1 июля всего шестью истребителями. В сентябре в состав ВВС передали последний резерв -837-й ИАП. Однако летчики этого полка прошли всего лишь двухмесячный курс подготовки и практически не имели боевого опыта. Это не могло не сказаться на результатах воздушных боев - за несколько дней авиация 14-й армии потеряла 18 истребителей, а еще 23 были повреждены. Только 15 сентября во время отражения налета на аэродром Мурмаши были сбиты пять "Харрикейнов" из состава 197-го и 837-го ИАП. Всего в тот раз на перехват 20 Ю-87 под прикрытием восьмерки Ме-110 и 16 Ме-109 были подняты все наличные силы в виде шести "

Харрикейнов", двух "Аэрокобр" и двух "Киттихауков". 27 сентября над эти же аэродромом четверка "свободных охотников" Ме-109 без потерь со своей стороны сбила два "Харрикейна" 837-го ИАП и два Р-40В из 20 ГвИАП.

Кроме 152-го, 195-го и 760-го ИАП, сведенных в состав 295-й истребительной авиадивизии в боях на Карельском фронте принимали участие 435-й и 835-й ИАГТы, вооруженные "Харрикейнами". Интересно, чтм для вооружения этих полков пошли самолеты, собранные на аэродроме Кировск пол Мурманском, причем изначально предназначенные для других стран. Так, по воспоминаниям одного из советских ветеранов в какой то момент пришлось даже собирать истребители с голубыми финскими свастиками! Однако видимо ветерана с годами стала подводить память, так как во-первых, финны наносили опознавательные знаки сами на месте, а во вторых, в СССР поставлялись машины модификации Мк.П, в то время как финнам - Mk.I.

Некоторое число "Харрикейнов" попало на вооружение 20 ГвИАП, а весной-летом 1942 года они числились в составе 65 штурмового авиаполка (который позднее стал 17ГвШАП).

Зимой 1941 42 годов на северных аэродромах было собрано достаточное количество "Харрикейыов", что позволило начать переброску этих истребителей на другие участки фронта. Первым ушел 4-й ИАП под командование подполковника А.В. Серенко. В начале февраля 1942 года этот полк стал базироваться под Ярославлем, выполняя функции ПВО и прикрывая промышленные объекты Ярославля и Рыбинска. Несмотря на то, что этот район находился достаточно далеко от линии фронта, немецкие бомбардировщики были здесь не редкостью. Поначалу атаки бомбардировщиков были неэффективны из-за откровенно слабого вооружения "харика", но вскоре самолеты перегнали под Москву, где инженеры демонтировали оригинальные британские пулеметы, а поставили две 20-мм пушки ШВАК и два крупнокалиберных пулемета УБТ. Уже по конец мая после достаточного освоения истребителя личным составом 4-й ИАП был разделен на два полка. "Оригинальный" полк продолжал оставаться в системе ПВО, а группа летчиков под командованием Героя Советского Союза майора А.А. Морозова была отправлена на Брянский фронт в состав 287-й истребительной авиадивизии.-В первом же бою летчикам "нового" 4-го ИАП удалось сбить три Ме-109, один "Харри-кейн" был поврежден. В начале июля полк перебросили под Елец, где летчики с 6 по 28 июля в 196 боях сбили 40 самолетов противника. В второй половине августа полк был перевооружен на Як-17, отдав оставшиеся "харики" другому подразделению.

Однако на начало 1942 года большая часть "Харрикейнов" была сосредоточена под Москвой. Уже в декабре 1941 года один самолет этого типа числился в составе 728-го ИАП, а 2 февраля 1942 года в состав 6-го авиационного корпуса ПВО Москвы вошли 67-й и 429-й ИАП, с 22 "Харрикейнами". Поздней к ним присоединились 438-й, 488-й и 746-й ИАП. В частях чаще всего самолеты перевооружались на советское вооружение, нередки были случаи установки направляющих для реактивных снарядов. В марте 1942 года в этом достаточно хаотическом процессе была поставлена точка - перевооружение "Харрикейнов" стали осуществлять только бригады техников московского авиазавода № 81. В основном они работали и на подмосковных аэродромах - "Кубинка", "Химки", "Монино" и "Егорьевское".

"Харрикейиы" московской зоны кроме задач ПВО достаточно активно участвовали в контрнаступлении советских войск под Москвой.

С 1 марта 488-й ИАП с двумя другими полками был передан в состав ВВС Северо-Западного фронта, где участвовал в прикрытии высадки воздушного десанта в районе Осташково - Бологое. По выполнению задания полк вернули обратно на место дислокации.

В этот период самой большой проблемой стали деревянные винты истребителей, которые на полевых аэродромах постоянно ломались. Дошло до того, что на одном из московских заводов были вынуждены освоить их производство.

В конце ноября 1942 года для восполнения потерь 106-й истребительной авиадивизии ПВО из состава ПВО Москвы туда передали 67-й и 488-й ИАП. Зимой 1942 года в контрнаступлении под Москвой участвовали следующий полки, вооруженные "Харрикейнами": 157-й, 191-й, 195-й ИАП и 1-й ГвИАП. В марте 1942 года летчики последнего выполнили 451 боевой вылет, проведя всего 12 воздушных боев, в которых сбили четыре самолета врага.

Весной 1942 года в составе ВВС Западного фронта был только один полк, вооруженный "Харрикейнами" - 179-й ИАП. Интересной особенностью машин этого полка было оригинальное британское вооружение, дополненное направляющими для реактивных снарядов. Поздней полк был переведен в состав 204-й бомбардировочной авиадивизии для эскортирования Пе-2.

В мае 1942 года в Иванове закончил перевооружение на "Харрикейны" 43 8-й ИАП, который был отправлен в состав 205-й истребительной авиадивизии на Воронежский фронт. Полк выполнял в основном функции штурмового. Первый же вылет оказался крайне удачным - во время прикрытия налета Ил-2 на аэродром Россошь на земле были уничтожены 17 самолетов, а еще четыре сбиты в воздухе. Однако дальнейшие события были не такими победными для летчиков - сказывалась явно устаревшие характеристики машины, так только в одном бою было потеряно сразу три самолета. В конечном итоге это привело к изменению тактики применения "Харрикейнов" и отказа от боев на виражах. 438-й ИАП продержался на фронте достаточно долго - до конца 1942 года. На тот момент он базировался на аэродром "Бутурлиновка" и имел в своем составе всего четыре "Харрикейна" и семь летчиков. В начале 1943 года его вывели на переформирования. Интересным представляется тот факт, что в какой то момент противниками "Харрикейнов" под Воронежем были итальянские летчики на МС.200 (по другим данным это могли быть венгры на Re.200).

Летом 1942 года возник серьезный кризис на Сталинградском направлении, куда сразу же перебросили 235-ю авиадивизию подполковника И.Д. Подгорного. В ее составе были 46-й, 191-й и 436-й ИАП (позже к ним добавился 180-й ИАП). На вооружении каждого полка состояло по 22-24 "Харрикейна", по большей части модификации Mk.Ilc. За первые дни июля летчики дивизии сбили 29 вражеских самолетов, причем 20 пошло на счет 436-го ИАП. Наиболее отличился старший политрук Ибатулин, который в одном из боев сбил два Me-109 и не вышел из боя даже после того как у него сорвало капот двигателя.

Однако тяжелейшие бои вскоре стали сказываться и к концу августа в полках оставалось по четыре - пять машин, собранные в 436-й ИАП майора А.Б. Панова. В конце кондов, и тот полк перевооружили на Р-40. На Северо-западном фронте весной и летом 1942 года достаточно эффективно действовал 485-й ИАП майора Г.В. Зимина. В конце марта 18 "Харрикейнов" этого полка прибыли на аэродром "Выползово", откуда поддерживали советские части, окружившие части 16-й немецкой армии под Демьянском. Из-за того, что этот участок фронта и германское и советское командование считало второстепенным и война в воздухе здесь была нехарактерной в целом для 1942 года.

Тем не менее, немцы пытались снабжать свои войска по воздуху, в результате летчики 485-го ИАП сбили немало немецких транспортных самолетов. Так, 29 мая звено "Харрикейнов" перехватило около 20 Ю-52, сбив три из них и повредив еще шесть. На следующий день другое звено полка перехватило группу Ю-52 под прикрытием четырех Мс-109. В ходе боя были сбиты один Ю-52 и два Мс-109.

В сумме в мае 1942 года летчики полка сбили 56 вражеских самолетов, причем 13 из них сбиты с помощью реактивных снарядов. Для сравнения приведем данные по 161 -му ИАП, вооруженному Як-1 и воевавшему на том же участке фронта. Так вот его летчики одержали примерно такое же количество побед (54), но за период с января по ноябрь 1942 года!

В июле полк получил восемь Як-1, продолжая выполнять боевые задания смешанным составом. Так полк провоевал до начала 1943 года, когда полностью бьш перевооружен на Яки. Кроме 485-го ИАП на Северо-Западном фронте на "Харрикейнах" воевали еще 9-й ИАП и 21 -й ГвИАП, однако тут они пробыли не больше месяца.

На 1 января 1944 года в состав 246-го ИАП были переданы 37 "Харрикейнов" но-roii модификации - Mk.IId. Освоение его личным составом затянулось на семь месяцев (при норме в два), причем в 18 авариях было разбито 10 самолетов. Только 30 июля 1944 года полк в составе 34 машин бьш отправлен на фронт - в состав 215-й истребительной авиадивизии, воевавшей на тот момент под Бобруйском. Однако практически в боях полк участия не принимал и к 17 сентябрю был перевооружен на Як-1.

ПВО

В начале 1942 года "Харрикейны" стали поступать в части ПВО - в первую очередь для обороны Москвы и северных портов.

В марте была сформирована 122-й истребительная авиадивизия ПВО Мурманска, куда вошли 767-й, 768-й и 769-й ИАП, вооруженные "хариками". Задачей было прикрытие самого порта и кировской железнодорожной ветки.

Позже истребители стали привлекать и в интересах Северного и Карельского фронтов. Лето 1942 года как уже отмечалось, было крайне тяжелым для советской авиации на севере - об ожесточенности боев свидетельствует такой факт - на 1 июля в составе 122 ИАД осталось только 9 самолетов и 4 летчика! Однако даже в таком составе летчики продолжали достойно сражаться - за июнь они провели 40 воздушных боев и сбили 28 самолетов. Со своей стороны потери составили 14 истребителей. А всего за 1942 год летчики дивизии сбили 88 самолетов противника.

В 1943 году интенсивность налетов на Мурманск несколько ослабла - можно привести только несколько случаев: 11 марта 1943 года "Харрикейны" сбили два вражеских самолета, а 27 марта старший лейтенант Николаев из 768-го ИАП таранил вражеский самолет. В 1943 году количество подготовленных летчиков в дивизии составляло 60 человек, из которых 40 могли выполнять ночные вылеты. Помимо "Харрикейнов" в дивизии числились также советские Як-7 и американские Р-40Е.

Кроме ПВО Мурманска "харитоны" были задействованы и в ПВО другого важного северного порта - Архангельска. Его выполняли летчики 730-го ИАП из состава 104-й истребительной авиадивизии ПВО. Еще такие истребители поступили на вооружение частей ленинградского округа ПВО. Это был 26-й ГвИАП майора Петрова. Полк до 6 ноября 1942 года получил 20 "Харрикейнов", при этом на вооружении оставались три И-16 и шесть МиГ-3. Уже 15 ноября летчики ночью сбили Не-111. Позже "Харрикейны" стали привлекать и для поддержки действий наземных войск.

26 апреля 1943 года 26-й ГвИАП получил восемь "Харрикейнов" с советским вооружением, а до 6 мая - еще 10 истребителей с установленными РЛС СОН-2 и "Редут", Вскоре к ним добавились и "Спитфайры".

В ноябре 1942 года "Харрикейнам" пришлось повоевать и в небе Сталинграда - в составе 269-го ИАП, который входил в состав 102-й истребительной авиадивизии ПВО. В апреле 1943 года в состав дивизии добавились 933-й и 934-й ИАП на такой же матчасти. Причем среди MkJIc попались и четыре самолета с 40-мм пушками. Однако к этому моменту фронт пошел на запад и встречи с немецкими самолетами в воздухе были крайне редкими. Так, 23 мая четыре истребителя 933-го ИАП повредили Fw 200 "Кондор", который совершил вынужденную посадку в степи и его экипаж был взят в плен.

В начале 1943 года "Харрикейны" появились на вооружении 964-го ИАП майора А.Тарасова (130-я ИАД ПВО Ленинграда). С июня самолеты полка действовали в районе "Дороги Жизни" и станции Мга.

В конце 1943 - начале 1944 года "Харрикейны" остались на вооружении только 439-го ИАП из 147-й ИАД ПВО, прикрывавшей Ярославль. В составе этого полка на британских истребителях летали и несколько испанцев, которые после окончания гражданской войны оказались в СССР.

 

"Харрикейны" над морями ВВС Северного флота

Летчики ВВС СФ освоили новый тип истребителя очень быстро. Первую победу для 78 ИАП СФ одержал в ноябре 1941 года лейтенант Д.Синиев, который на "Харрикей-не" сбил Ме-110. А 27 ноября свою первую победу на этом истребителе одержал командир полка - Борис Сафонов. А до конца года летчики полка сбили еще около десятка самолетов противника.

Арктическая зима надолго приковала авиацию противоборствующих сторон к земле -активные боевые действия возобновились только весной, когда Люфтваффе начало налеты на цели в Кольском заливе и в самом порту Мурманск. Вместе с ВВС СФ этот район прикрывали истребители 104-й и 122-й ИАД. В марте 1942 года во вновь сформированном 27 ИАП кроме И-16иИ-153 числилось и несколько британских истребителей. Летом 1942 года "Харрикейны" состояли на вооружении одной эскадрильи 20 ИАП.

В мае 2 ГвИАП стал получать новые американские истребители Р-40 ( 17 мая Борис Сафонов совершил первый боевой вылет на "американце"). А до лета 1942 года 2 ГвИАП был полностью перевооружен на Р-40 и Р-39. На "Харрикейнах" летали преимущественно молодые летчики.

На март 1943 года в составе ВВС СФ осталось 96 "Харитонов", из которых 60 могли подняться в воздух. Всего на вооружении 27-го и 78-го НАЛ эти машины продержались до осени 1943 года.

3 ГвИАП ВВС КБФ

В июне 1942 года 3-й гвардейский авиаполк ВВС Краснознаменного Балтийского Флота быль отведен в тыл на переобучение на новые истребители - это были "Харри-кейны" Mk.IIb. С августа полк снова вернулся на фронт, однако первый вылет был неудачным - по ошибке был сбит И-153, принятый за финский самолет.

Из-за относительной слабости финской авиации истребители применялись для прикрытия Ил-2 (прежде всего 57-го ШАП).

В сентябре полк перебросили на Карельский перешеек, где "Харрикейны" применялись прежде всего как штурмовики. Тут он провоевал до ноября, сбив 68 вражеских самолетов и потеряв 14 самолетов и 11 летчиков. После чего 3-го ГвИАП перевооружили на ЛаГГ-3.

 

Асы, летавшие на "Харрикейнах"

Из-за непростой истории "Харрикейна" в составе ВВС КА понятно, что большинство асов иа этом самолете было на Севере - а именно в составе 78-го ИАП ВВС СФ, который летал на нем, наверное, дольше всех на советско-германском фронте.

Среди асов-североморцев можно назвать, например, Василия Адонкииа. Летную подготовку он прошел еще до войны в Ейском военно-морском училище. Войну начал на И-153 в составе 72-го смешанного ави-полка ВВС СФ. Именно на этом истребителе одержал и первую победу, сбив 9 августа 1941 года вражеский бомбардировщик.

В марте 1942 года переучился на И-16 и переведен в 27-й истребительный авиаполк ВВС СФ. Позже был направлен в 78-й ИАП, где освоил "Харрикейн". Всего к июлю 1943 года капитан Адонкин совершил 365 боевых вылетов (из них 31 на штурмовку войск, военных объектов и судов противника), провел 42 воздушных боя и лично сбил 13 вражеских самолетов. 22 января 1944 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Получил звание майора и получил под свое командование 255-й ИАП, летавший на "Аэрокобрах".

17 марта 1944 года наша разведка обнаружила немецкий конвой №110. состоявший из 4 транспорт и 20 корло icii .wopia. R одной из атак на этот конвой, заместитель командира 78-г-о ИАП майор Адонкин погиб в воздушном бою. Это случилось в районе острова Эккере (Финляндия). К моменту гибели он имел на счету 16 личных и 6 групповьгх побед (по другим данным -16 + 3). .

На Карельском фронте отличился Виктор Иосифович Крупский. Имея превосходное довоенное летное образование, войну начал летая на МиГ-3 в составе 147-го ИАП (Карельский фронт ). Свою первую победу одержал уже в июле. В декабре после образования 760-го ИАП был направлен туда. К июлю 1942 года, за год своей боевой деятельности, заместитель командира эскадрильи старший лейтенант В.И.Крупский совершил 240 боевых вылетов, провел 28 воздушных боев и одержал 3 победы лично и 8 в группе. В полку считался специалистом по борьбе с воздушными разведчиками. Так, прикрывая объекты железной дороги, лишь за 5 дней июля 1942 года он сбил три самолета -разведчика Ю-88.

22 февраля 1943 года Виктору Крупскому присвоили звание Героя Советского Союза.

Войну он закончил с 10 личными и 9 групповыми победами, одержанными в 330 боевых вылетах, причем все победы он одержал, летая на "Харрикейне" или на "Китгихауке".

Вместе с Крупским в 760-м ИАП летал еще один замечательный летчик - Александр Николаенков. Он начал воевать в июне 1941 года, в декабре стал заместителем командира эскадрильи полка. В апреле 1943 года на его счету уже было 229 боевых вылета, 8 личных и 23 групповых побед, одержанных в 28 воздушных боях (все на "Харрикейне"). Погиб 7 июля 1943 года 2 июля был ранен в воздушном бою, смог привести самолет, но умер от ран в госпитале. Посмертно 24 августа 1943 года был награжден званием Героя Советского Союза.

На "Харрикейне" летал и погиб другой Герой Советского Союза - старший лейтенант Николай Федорович Репников из 152-го истребительного авиаполка. На его счету кроме сбитых самолетов есть и случай тарана. Вот строки из журнала боевых действий полка за 4 декабря: "12.55-14.10 три самолета вылетали для разведки противника в район разъезда N13 западной части Медве-жьегорска, Пар-Губа, Камсельга, Кумса, Покрова. Задание выполнено. Вели воздушный бой в двух километрах южнее Крив с семью истребителями противника "Хейн-кель" и Me-109, в результате боя два самолета противника были сбиты, один самолет Me-109 в лобовой атаке был протаранен ст. лейтенантом Репниковым, летчик погиб". Это официальный документ, в реальности все обстояло совсем не так.

Во-первых, никаких "Мессершмиттов" и "Хейнкелей" у финнов тогда на этом участке не было и потеряли они, как свидетельствуют финские же источники, всего один самолет. Об этом коротком, более похожем на стычку бое свидетельствует в своем отчете один из его участников с финской стороны - старший сержант Вассинен.

Тогда в небе над совхозом "Вичка", где в это время финны атаковали позиции 24-го пожа 37-й стрелковой дивизии, произошел воздушный бой четырех финских истребителей "Моран-Солнье" MS.406 (пилоты Месинен, Юссила, Вассинен, Томминен) с двумя советскими "Харрикейнами" - Репни-кова и его ведомого (кто именно из его однополчан участвовал в том бою, достоверно установить не удалось. Можно только предполагать, что это были либо Иванов либо Басов). Согласно финскому описанию того случая, "мораны" шли строем "ступенька двух пар", вторая пара на 200 метров выше и на 300 метров сзади первой. Неожиданно сзади с нижней полусферы ведущий истребитель был атакован парой "Харрикейнами". Открыв огонь из пушки, Томминен, летевший вторым, видел четкие попадания в район кабины самолета (это была машина Реп-никова). Практически сразу же советскую машину повело вверх. Увлекшись атакой, финский летчик попал под залп всех 12 пулеметов Иванова (Басова?). В итоге "Мораи" Томминена заваливаясь, ударил уже видимо неуправляемый истребитель Репникова. У "Харрикейна" отвалилось крыло, и он в беспорядочном падении рухнул на землю. Финский истребитель перевернулся "на спину", перешел в пике и врезался в землю неподалеку. Никто из летчиков даже не пытался выпрыгнуть с парашютом. Ведомый Репникова, оставшись один, пошел в лобовую на ведущего группы Юссила, и тому пришлось резко отворачивать. Не изменяя курс и скорость, наш истребитель скрылся в облаках... Таким образом, в воздухе столкнулись два неуправляемых самолета, а таран фактически пытался совершить другой, к сожалению, неизвестный летчик.

Оба самолета упали на территорию, занятую финнами. 10 декабря на месте их падения побывала финская комиссия, которая обнаружила обломки "Морана" {бортовой № MS-329) с останками Томминена и "Харрикейны" (бортовой № BD761), окрашенного в черный цвет, со следами английских опознавательных знаков. Финны зафиксировали сам факт, сняли часть оборудования с "Харрикейна", оставив все на своих местах (таким образом, остатки двух самолетов лежат там и поныне).

Еще один результативный ас ВВС КА Иван Никифорович Степаненко начал свой боевой счет именно на "Харрикейне". Будущий ас окончил Качинскую военную авиационную школу пилотов в 194! году. Свою боевую деятельность сержант Степаненко начал в середине июля на Южном фронте, в районе Балты. Первый воздушный бой он провел 12 июня 1942 года. Несколькими днями позже, 15 июня, в бою под Ельней, одержал первую победу - сбил Ю-87, причем победа была одержана РС-82.

Настоящая зрелость пришла к нему уже под Сталинградом где, будучи командиром звена, с осени 1942 и до начала J943 года, Иван совершил около 100 боевых вылетов, сбил 7 самолетов противника. Затем Степаненко сражался с врагом в небе Кубани, под Орлом и Курском, проявив себя большим мастером лобовых атак. В июне 1943 года он пересел на новую машину - Як-9Т и его боевой счет начал быстро расти ( к концу года он одержал на нем 8 побед ).

К августу 1943-го заместитель командира эскадрильи 4-го ИАП старший лейтенант Степаненко совершил 232 боевых вылета и уничтожил лично 14 самолетов противника. В конце 1943 года он был назначен командиром эскадрильи 4-го ИАП, действующего уже на Прибалтийском фронте. 13 апреля 1944 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. А всего к концу войны Иван Степаненко совершил 414 боевых вылетов, провел 118 воздушных боев, лично сбил 33 вражеских самолета. За мужество и отвагу, проявленные в боях с противником, 18 августа 1945 года - в первый послевоенный праздничный День авиации - командир эскадрильи майор Степаненко был награжден второй медалью "Золотая Звезда" Героя. Первую свою победу именно на "Харрикейне" одержал и другой будущий дважды Герой Советского Союза - Амет Хан-Султан. 31 мая 1942 года на подступах к Ярославлю лейтенант Амет-Хан Султан в одном из боев этого дня на "Харрикейне" тараном уничтожил вражеский самолет, а свой самолет благополучно посадил на аэродром. Причем немецкие архивы подтверждают потерю разведчика - это был IO-88D-1 (заводской № 1604, бортовой 5T+DL) из состава 3.(F)/0bdL, отправившийся на дальнюю разведку района Вологда - Рыбинск.


Иванов С.В. Война в воздухе №148 Советские асы на истребителях ленд-лиза, 2005
 
 
АВИАЦИЯ
 





ВНИМАНИЕ! При использовании материалов ссылка на сайт, авторство и источник обязательна.