Авиация в годы Великой Отечественной войны

 

ОКБ им. Яковлева Як-3
истребитель

Як-3 - это последний и наиболее яркий представитель семейства истребителей "Як" периода Великой Отечественной войны (наименование "Як-3" впервые былоиспользовано для опытного истребителя И-30).
Разработанный с учетом опыта первых двух лет войны, этот истребитель представлял собой по существу новый тип самолета. В нем нашла свое высокое и самое совершенное воплощение поистине огромная работа, которую провело ОКБ А.С.Яковлева по улучшению аэродинамики и конструкции, а также повышению боевых качеств истребителей. Он вобрал в себя все лучшее, что было достигнуто на самолетах Як-1 и Як-9 и, кроме того, на нем впервые был применен ряд важных новшеств и усовершенствований, которые в дальнейшем были внедрены на всех модификациях Як-9.
Як-3 с двигателем ВК-105ПФ2 являлся самым легким и самым маневренным не только среди с амолетов семейства "Як", но и среди всех самолетов воюющих сторон. Несколько уступая Як-9 ВК-107А в летно-тактических характеристиках, Як-3 ВК-105ПФ2 превосходил его, в первую очередь, по доведенности винто-моторной группы, что делало его более надежным в эксплуатации и боеспособным.
Опытные образцы Як-3 ВК-107А и Як-3 ВК-108 показали наибольшую для советских поршневых самолетов скорость - соответственно 720 и 745 км/ч. Эти скорости приближались к предельно возможным для самолетов с поршневыми двигателями. Як-3 намного превосходил по своим боевым качествам последние немецкие истребители Me-109G-6 и FW-190A-8 и истребители, поставлявшиеся Советскому Союзу его союзниками по войне. Преимущества в скорости, скороподъемности и маневренности Як-3 над Me-109G-6 и особенно над FW-190A-8 на высотах от 0 до 5000 м, где обычно происходили воздушные бои, были настолько подавляющими, что немецкие летчики предпочитали избегать встреч с Як-3.
Именно после появления Як-3 на фронте моральному состоянию и боевому духу немецких асов был нанесен удар, от которого они уже не смогли оправиться до конца войны. Участвуя в боевых действиях на завершающем этапе войны, Як-3 сыграл важную роль в окончательном разгроме военно-воздушных сил фашистской Германии.
В конце 1942 года в советских ВВС была создана французская эскадрилья "Нормандия", позднее ставшая полком "Нормандия-Неман". Летчикам было предоставлено право выбора самолета любого типа, в том числе и иностранного производства. После пробных полетов они выбрали советский самолет Як-1, а впоследствии Як-3 ВК-105ПФ2, который вызвал их восхищение легкостью управления и своим оборудованием. На этом самолете они достигли больших успехов. Быстро освоив новый самолет, французские добровольцы только за один день боев 16 октября 1944 г. сбили 29 немецких самолетов без единой потери со своей стороны. В ноябре 1944 г. и в июне 1945 г. были удостоены звания Героя Советского Союза М.Альбер, Р. де ля Пуап, Ж.Андре, М. Лефевр. После войны полк перелетел во Францию на сорока подаренных ему самолетах Як-3, которые без единой катастрофы прослужили в полку "Нормандия-Неман", а затем в летных школах ВВС Франции до 1956 г. Один самолет Як-3 сохранен и экспонируется в парижском музее авиации. В Советском Союзе Як-3 также сохранился в единственном экземпляре, который находится в музее ОКБ А.С.Яковлева. Это самолет майора Б.Еремина, подаренный ему саратовским колхозником Ферапонтом Головатым.
Як-3 ВК-105ПФ2 повсеместно получал самую высокую оценку. Из советских летчиков, воевавших на Як-3, прославились дважды Герой Советского Союза А.Д.Луганский, Герой Советского Союза И.М.Дзусов, летчики Ершов, Величко, Андриенко и многие другие. Генерал-лейтенант В.Швабедиссен в своей книге писал, что с самолетом Як-3, впервые появившимся на фронте в конце лета 1944 г., самолеты Me-109G-6 и FW-190A-4, состоявшие в то время на вооружении немецких ВВС, сравниться не могли. Этот самолет имел большие скорость, маневренность и лучшие характеристики скороподъемности. С появлением на фронте Як-3 советская истребительная авиация достигла фатального для немецкой авиации превосходства, позволившего нашей авиации завоевать полное господство в воздухе.
Як-3, начиная с головного модифицированного самолета Як-1М экземпляр N1 и кончая последними серийными машинами выпуска 1946 г., имел 18 модификаций, в том числе по планеру - 4, по двигательной установке - 8, по вооружению - 6. Як-3, как и Як-1, имел мало модификаций со специальными индексами и всего два назначения: фронтовой истребитель и высотный истребитель-перехватчик. Он был спроектирован в начале 1943 г., серийно выпускался на заводах N292 в Саратове и N31 в Тбилиси в 1944-1946 гг.

Тактико-технические характеристики Як-3:
Год принятия на вооружение - 1943
Размах крыла - 9,20 м
Длина - 8,50 м
Высота - 2,42 м
Площадь крыла - 14,85 м2
Масса, кг
- пустого самолета - 2105
- нормальная взлетная - 2830
Тип двигателя - 1 ПД ВК-108
Мощность - 1800 л.с.
Максимальная скорость , км/ч
- у земли - 611
- на высоте - 745
Практическая дальность - 1060 км
Максимальная скороподъемность - 1430 м/мин
Практический потолок - 11800 м
Экипаж - 1 чел
Вооружение:
1 х 20-мм пушка ШВАК, 1-2 х 12.7-мм пулемет УБС.

 


Энциклопедия авиации
 
 
АВИАЦИЯ
 





ВНИМАНИЕ! При использовании материалов ссылка на сайт, авторство и источник обязательна.