335-ая Витебская штурмовая авиационная дивизия

 

Летопись
335-й Штурмовой Витебской,
орденов Ленина, Красного Знамени и Суворова 2-й степени авиадивизии

Рождение дивизии.

335-я Штурмовая авиадивизия — одна из активно участвовавших в боях н прославленных дивизий Великой Отечественной войны. Созданная в ходе боевых действий Советской Армии против фашистских захватчиков, она прошла не долгий, но славный исторический путь с честью и достойно 335-я Витебская, ордена Ленина Красного Знамени и Суворова 2 степени Штормовая авиадивизия была сформирована 5 декабря 1943 года на базе авиаполков, выделенных из 211 Невельской штурмовой авиадивизии.

В её состав вошли:

-6-й гвардейский, Московский штурмовой авиаполк,
-683-й штурмовой авиаполк, вследствие получивший название Полоцкий за освобождение г.Полоцка и награжденного орденами Красного Знамени и Суворова 2-й степени,
-826-й штурмовой авиаполк, получивший название Витебский и награждённого орденами Суворова 2-й степени и Богдана Хмельницкого

-335-я штурмовая авиадивизия входила в состав 3-й Воздушной Армии, которая была сформирована в мае 1942 года на базе нескольких определённых частей и соединений ВВС Калининского некого фронта, защищавших Москву. Боевой путь 3-й Воздушной Армии начался в Подмосковье и прошёл через территорию Московской, Калининской, Брянской, Смоленской, Псковской областей. Белорусской, Литовской, Латвийской республик н завершился разгромом врага в Восточной Пруссии. Этот путь прошли, и все соединения ичасти 3-й Воздушной армии. Успешные боевые действия армии, её частей и соединений осуществлялись под умелым руководством её командир о эания, опытных боевых генералов и офицеров.

Боевой состав

Первым командующим ЗВА был прославленный лётчик. Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации М.М.Громов. С 21 мая 1943 года армией командовал генерал-полковник авиации. Герой Советского Союза Н.Ф.Папивин, заместителем командующего по политической части был генерал-майор авиации Н.П Бабак, начальником штаба генерал-полковник авиации Н.П.Дагаев.

Наибольший численный состав 3-я Воздушная Армия имела в период боевых действий в Белоруссии и Прибалтике,

Именно а этот период в её состав вошла 335-я Штурмовая авиадивизия время осуществления Белорусской операции «Багратион» 3-я Воздушной армии входила в состав 1-го Прибалтийского фронта, которым командовал Герой Советского Союза генерал Армии И.Х.Баграмян.

Командиром 335-й ШАП был назначен полковник С.С.Александров, заместителем командира по политической части стал гвардии подполковник К.Т.Калугин, начальником штаба назначен подполковник Б.И.Пинес, начальником оперативного отдела - майор К.А.Валигура. В состав дивизии также входили: Штурман дивизии - майор Петров; радиосвязей дивизии - капитан В.Н.Плантюшев; заместителем командира дивизии по технической части - инженер, подполковник В.Е.Титов, инструктор по технике пилотирования дивизии - капитан Г.И.Серенко; начальник строя и кадров -капитан М.П.Ганин, управление 335-й Штурмовой авиадивизии располагалась в деревне Логово, шла подготовка к Витсбско-Полоцкой операции - дивизия была зачислена в резерв командования фронта.

В трёх полках насчитывалось тогда 126 самолётов. Из них только 8 стояли на аэродроме. Остальные были разбросаны в радиусе 50-70 км, которые произвели вынужденную посадку из-за повреждений. Эти самолёты необходимо было подготовить к полётам и доставить на аэродром, что отнимало много сил и времени.

335-я ШЛП была укомплектована новыми самолётами ИЛ-2, которые эффективно использовали в боевых достижениям в качестве штурмовиков и разведчиков.

До весны 1944 года соединение в боях почти не участвовало, кроме вылетов на разведку. В основном работа боевого состава дивизии была направлена на учёбу молодых лётчиков.

Отрабатывались наиболее эффективные методы боевого применения штурмовика ИЛ-2, творчески использовался боевой опыт лётчиков различных частей. Так, наиболее, активным методом боевого применения штурмовика тогда считался - «с круга по одному». Самолёты приходили в заданный район, становились в круг и поочерёдно производили атаки, подвергая себя опасности, это г метод не позволял бить врага мощным уларом.

Наиболее опытные лётчики-штурмовики Денисов Г.М., Павлов И.Ф, предлагали атаковать врага- с ходу всей эскадрильей. Этот способ обеспечивая внезапность атак, давал возможность наращивать силу ударов, проявлять самостоятельность и инициативу. Атакованный с разных высот и направлений противник лишался возможности вести по штурмовикам прицельный огонь.

Каждый штурмовик ИЛ-2 имел на вооружении 2 пушки, 2 пулемёта, 8 реактивных снарядов и 600 кг Бомб. Удар, нанесённый эскадрильей в 13 самолетов, был мощным и прицельным, немцы назвали наши штурмовики «чёрной смертью», так как после их бомбёжек оставалась выжженная земля.

Боевые действия дивизии, 335-я Штурмовая, авиадивизия в составе 3 Воздушной Армии совместного с 1-м Прибалтийским и 3-м Белорусским фронтами принимала активное участие в операциях советских войск по освобождению Белоруссии и Прибалтики:

- Витебская с 23 по 26 июня 1994 года;
- Полоцкая с 29 июня по 4 июля 1944 года;
- Операция по преследованию врага с 5 по 15 июля 1944 года;
- Шауляйская с 16 июля по 11 августа 1944 года;
- Оборонительная с 12 по 31 августа 1944 года;
- Баусская с 14 по 27 сентября;
- Первая Литовкан с 1 по 11 октября 1944 года;
- Вторая Литовская с 21 по 28 декабря 1944 года;
- Ликвидация окружённой группировки южнее г. Кенигсберга с 19 по 28 февраля 1945 года;
- Кенегсбергская, Земландской группировки с 13 апреля по 5 мая 1945 года;
- Ликвидация Курляндской группировки с 7 по 9 мая 1945 года,

Летом 1944 г. в Белорусской операции «Багратион» для разгрома немепко- фашистской группы армий «Центр» привлекались 1-й Прибалтийский 3, 2, и 1 Белорусские фронты, Днепровская военная и крупные силы партизан Белоруссии.

На всех аэродромах противника, как установила разведка, перед 1-м Прибалтийским фронтом находилось 314 самолётов. Использование авиации в Белорусской наступательной операции было тщательно спланировано. Своевременно были доведены задачи до летных частей, где отрабатывались все детали, предстоящих боевых действий, согласовывалось взаимодействие авиации с сухопутными войсками, осуществляется тщательный контроль над ходом подготовки к операции.

Перед самой операцией состоялась встреча командира 335-й ШАД Александрова с командиром 1-го Танкового корпуса генерал-лейтенантом танковых войск В.В.Бутковым. Были уточнены действия штурмовиков в целях поддержки танкистов после прорыва вражеской обороны в районе деревни Сиротино и развития ими успеха наступления в направлении Бешенковичи, Бочейково. Авиаторы должны были действовать так, чтобы противник, отступая, не смог взорвать мост через Западную Двину. В этот корпус были направлены представители С.В.Черноморов и капитан В.Р. Проценко.

По замыслу операции «Багратион» 1-ый Прибалтийский фронт своей ударной группировкой (6-я гвардейская армия, часть сил 43-й армии и 1-й танковый корпус) при активной поддержке авиаторов должен был нанести главный удар в общем направлении на Сиротино, Шумилино, Бешенковичи, Лепель, форсировать Западную Двину, захватить плацдарм, на ее левом берегу и во взаимодействии с 39-й армией 3-го Белорусского фронта окружить и уничтожить витебскую группировку противника. Вслед за этим намечался разгром его полоцкой и лепельской группировок и овладение городами Полоцк, Лепель и Камень.

335-я ШАД должна была сопровождать 1-й танковый корпус. Рано утром 22 июня 1944 года войске фронта начали разведку боем. Несмотря на ненастную погоду операция «Багратион» началась. В 4 часа утра по всему фронту раздалась артиллерийская канонада. Вслед за ней двинулись в наступление войска 6-й гвардейской и 43-армии, обходя. Витебск с северо-запада. Они прорвали оборону противника и в сопровождении танков и самоходных орудий продолжали успешно наступать.

Погода в этот день не позволяла применять большие силы авиации, но когда она улучшилась, вылетали группы штурмовиков и истребителей. Особенно эффективно действовали штурмовики 683-го штурмового авиаполка. В каждом боевом вылете они делали по несколько заходов на цепь, подавляя артиллерийские и миномётные батареи противника, способствуя продвижению сухопутных войск, слаженно действовали над полем боя группы штурмовиков этого полка под командованием

Г.М.Денисова, старшего лейтенанта Е.Падалко, С.Ковальчика, П.Андреева, В.Субботина, В.Рачкова и другие. Их экипажи с утра до вечера штурмовали огневые точки противника, расположенные у моста через Западную Двину. Вскоре по нему прошли наши танки и пехота.

Успех в этих боях был достигнут всего личного состава 335-й дивизии.

Полковник С.Черноморов и капитан В.Прценко искусно наводили самолеты на цель, а командиры полков В.Г.Болотов, Н,В.Банков. Н.Г.Заклепа умело руководили боем, Героизм и высокое мастерство проявили летчики: П.Арефьев, А.Миронов, Н.Макаров, Ф, Садчик он, П.Матков, И.Павлов, С.Афонясьсв, И.Шабельников, В.Нечаев, С,Янковский, В.Кузнецов, И.Селятин. Все они стали Героями Советского Союза- В течение одного дня летчики 335-й дивизии произвели 421 самолёто-вылетов, было уничтожено большое количество техники и живой силы врага.

В ходе наступления на командный пункт С.С.Александрова поступило сообщение, что на ст.Оболь скопилось 8 вражеских эшелонов с артиллерией, боеприпасами и цистернами с горючим. Противник подтягивал боевую технику для нанесения контрольного удара по правому флангу наших войск, оценив обстановку, командир дивизии приказал подполковнику В.Г.Болотову силами одного подразделения 826-го Штурмового авиаполка нанести удар по скоплению воинских эшелонов противника.

На задание вылетела эскадрилья капитана А.Попова. Одним из ведомых был молодой лётчик В.Гуляев. На станции Оболь было много зенитной артиллерии и штурмовики не смогли атаковать цель с ходу. Тогда командир эскадрильи А.Попов приказал четырём экипажам во главе с капитаном В.Сухачёвым отвлечь огонь противника на себя, а сам с В.Гуляевым стал прорываться к станции, маневр удался, пока вражеские зенитчики стреляли по четверке «Илов», появившейся с запада комэск со своим напарником на малой высоте подошли к станции с восточного направления. Ведущий перевёл штурмовик в пикирование и сбросил бомбы, внизу взметнулось огромное пламя. Взрыв был настолько сильным, что машину А.Попова отбросило в сторону. Потеряв управление, она врезалась в железнодорожный состав, В.Гуляев, летевший несколько выше ведущего, тоже сбросил бомбовый груз. Загорелись цистерны с горючим, рвались снаряды. Не обращая внимания на ураганный огонь зениток, Владимир направил свой штурмовик на скопившиеся эшелоны. С пикирования он ударил реактивными снарядами, затем сделал ещё несколько заходов, расстреливая из пушек разбегающихся немцев. Со словами; - «За Попова!» Он громил один состав за другим, когда кончились боеприпасы, лётчик очнулся от боя, 6 составов уже горело. Весе пути и постройки около станции были разрушены. Более 2-х суток не стихал пожар.

Замысел противника был сорван - контратака не состоялась, В.Гуляев был участником парады Победы в Москве в 1945 году. Является заслуженным артистом кино, снялся более чем в 100 кинофильмах. Написал повести «Будни воздушного солдата» И «На полевых аэродромах».

6-я гвардейская и 43-я армии прорвали оборону противника в полосе 30 км.

И за сутки продвинулись вперёд на 16 км. Войска фронта вышли на дорогу Витебск- Полоцк и лишили Витебскую группировку противника возможности отойти на Полоцк. К исходу 24-го июня войска 6-ой и 43 армий при поддержке 1-го танкового корпуса вышли на левый берег Двины, и на отдельных участках пехота переправилась на противоположный берег. Немцы, яростно сопротивляясь, пытались сбросить в реку переправившиеся части 60-го стрелкового корпуса 43-й армии. Создалась критическая обстановка. На помощь вылетели группы самолётов 335-й ШАД.

Над целью, меняя друг друга, они сделали несколько заходов, к середине 25 июня все контракты противника были отбиты, положение восстановилось.

Войска фронта прочно закрепились на левом берегу Западной Двины, вечером части 43-й армии в районе Гнездиловичей соединились с частями 39-й армии 3-го Белорусского фронта. Вражеская группировка войск в Витебске в составе пяти пехотных дивизий была окружена. Все её попытки прорваться на Запад не имели успеха. Дороги, по которым отступал противник, находились поп непрерывным воздействием нашей авиации.

Все три полка 6-й гвардейский, 653-й и 826-й работали с предельным напряжением. Они блокировали вражеские аэродромы, штурмовали мобильные танковые колоны противника, обрушивали бомбовые удары на артиллерийские позиции и скопление живой силы противника- 3-4 вылета в день было нормой для каждого экипажа, а порой приходилось подниматься в воздух по 6-7 раз. Применялся метод последовательного и непрерывного воздействия на неприятеля.

Инженерно технический состав за 30 минут успевал осмотреть самолёт, устранить неполадки, заправить горючим, уложить в отсеки штурмовика 240 противотанковых бомб, подвести 8 реактивных снарядов, уложить в спецлюки ленты с 300 пушечными снарядами и 1,5 тысяч пушечными патронами. Летчики-штурмовики проявили высокое мастерство и героизм.

Когда наши наземные войска перешли в наступление, 6-й гвардейский авиаполк получая приказ уничтожить на аэродроме Полоцка вражескую авиационную технику и вывести из строя взлётно-посадочнута полосу. На штурмовку пошли 12 экипажей, ведомых майором И.Павловым. На его счету 256 боевых вылетов. Прославленный мастер штурмовых ударов дважды удостоен звания Героя Советского Союза. Много молодых лётчиков он ввёл в строй, обучил искусству боя. Все ведомые шестёрок его группы впоследствии получили высокое звание Героя Советского Союза. Аэродром противника охранялся зенитной артиллерией и другими средствами противоздущной обороны. Но лётчики по картам крупного масштаба изучили подходы к нему, хорошо владели противозенитным маневром.

К цели шли на предельно малой высоте. Выйдя на контрольный ориентир, сделали горку «все вдруг» и набрали высоте 100 м. Требовалось уничтожить немецкие самолеты. Первым открыл огонь капитан Д.Тарасов, один за другим он поразил 2 самолёта противника. Затем все 12 штурмовиков сбросили бомбы на стоянки и постройки. Одному вражескому истребителю удалось взлететь, но воздушные стрелки сбили его. Ведущий группы Капитан Павлов сбил второй взлетевший самолёт. Гитлеровцы открыли по Илам сильный огонь, но было уже поздно. Штурмовики выполнили задание - уничтожили 10 истребителей, взорвали склады с горючим и боеприпасами, вывели из строя аэродром. Почти на всех самолетах группы И.Павлова были пробоины, некоторые из них были сильно повреждены, но летчики дотянули до полевого аэродрома Уллы За умелые действия командование фронта объявило участникам этого полета благодарность.

Во взаимодействии с 1-м танковым корпусом лётчики продолжали преследовать отступающего противника. Для выяснения обстановки командир дивизий полковник С.С.Александров со звеном штурмовиков вылетел на разведку. В районе Лепеля на возвышенности было обнаружено укрепление гитлеровцев. На небольшом участке было сосредоточено шесть артиллерийских батарей, которые обстреливали единственную дорогу, связывающую левый фланг наших войск с наступающими на Лепель танками.

Обойти оборону врага было невозможно. Оставалось одно — уничтожить противотанковый узел с этой целью в воздух поднялось 2 полка штурмовиков. Только массированный удар мог парализовать действия противника. Эскадрилью повели П.Арефьев, А.Миронов, К.Макаров, В.Сологуб, Ф.Садчиков, В.Рычков, Б.Ковальчик, П.Поляков, Г.Денисов. Перейдя линию фронта, самолёты развернулись и взяли курс на цель. И здесь оправдал себя разработанный в дивизии маневр, атаковать внезапно, группами с применением одновременно всех видов вооружения. На воздух взлетело несколько вражеских орудий. Работали в районе очага пожара, одна группа за другой. Завершающий удар нанёс командир дивизии С.С.Александров со своим звеном разведчико В результате налета штурмовиков оборонительный узел противника остался без пушек и снарядов. Это облегчило продвижение наших наземных войск.

26 июня 1944 г, войска фронта, сжимая кольцо окружённой группировки противника во взаимодействии с войсками 3-го Белорусского фронта овладели городом Витебск и Улла.

Немецко-фашистские захватчики называли Витебск «Щитом Прибалтики», Гитлер требовал от своих генералов ни в коем случае не сдавать город, держаться до последнего.

Три дня потребовалось нашим войскам, чтобы освободить Витебск. Враг потерял здесь 20 тысяч человек убитыми, более 10 тысяч пленными, много оружия и боевой техники. Мощными непрерывными ударами с воздуха лётчики 3-ей ВА помогли сухопутным войскам громить врага. Столица нашей Родины Москва салютовала двадцатью залпами из 224 орудий в честь освободителей Витебска, 335-й и 332-й штурмовым авиа-дивизиям в числе других воинских подразделений освобождавших город приказом Верховного Главнокомандующего было присвоено название Витебских, 27 и 28 июня 1944 наши войска развивали успешное наступление и исходу 28 июня овладели городом Лепель.

Маршал 1-го Прибалтийского фронта Н.Х.Баграмян писал; «Эффективную поддержку пехоте оказывали лётчики генерала Папивина. Они превратили шоссе Витебск-Лепель в «дорогу смерти», как назвали её пленные немцы. Действительно всё шоссе от г.Камень до Лепеля представляло кладбище фашистской техники на его обочинах лежали тысячи убитых немцев.

1-му Прибалтийскому фронту в эти дни была передана из 3-го Белорусского фронта 39-я армия, 1-й танковый корпус был перенацелен вместо Лепеля на Камень и Ушачи, с тем, чтобы перехватить участок железной дороги Полоцк-Молодечно. Действия танкистов надёжно поддерживали лётчики 335-й ШАД.

За восемь дней войска продвинулись на 100 км. Танкисты высоко оценили действия штурмовиков и представителей авиа дивизии, которые с пункта наведения указывали им цели. Мощные удары наносились с воздуха и с земли.

В ходе освобождения Северо-западной Белоруссии на одном из комсомольских собраний 683 ШАП обсуждалось письмо гвардии старшины медицинской службы Зины Туснолобовой, которое было напечатано в газете «Советский Сокол» 28 июня 1944 года. Это письмо глубоко взволновало всех летчиков, и они поклялись мстить за кровь и слезы советских людей, за горе Зины Туснолобовой. «Дорогая Зина! - отвечали ей лётчики. Твоё письмо дошло до сердца каждого из нас. Оно зовёт нас и к беспощадной мести палачам. Мы заверяем тебя, мужественную советскую девушку, что приложим все силы и умение для освобождения твоего родного Полоцка, Мы будем мстить за твоё горе. На фюзеляже самолёта одного из лучших лётчиков нашей части, кавалера трёх орденов, Петра Андреева. Мы написали «За Зину Туснолобову!». Наши сердца полны любви и сочувствия к тебе, нашему товарищу по оружию. Смерть немецко-фашистским захватчикам!» Комсомольцы открыли «счет мести» куда записывали сбитые самолёты. Герой Советского Союза гвардии капитан Н.Ф.Павлов в своём летном планшете носил армейскую газету с письмом Зины Туснолобовой. После каждого вылета на полях этой газеты записывались удары, нанесенные врагу лётчиками эскадрильи.

На подступах к Полоцку восемь боевых вылетов совершил старший лейтенант Петр Андреев и его воздушный стрелок Николай Мешерских. Восемь раз они штурмовали врага и вносили свою лепту в освобождение Полоцка. В центральном музее Вооружённых Сил СССР хранится их фотография у самолёта с надписью «За Зину Туснолобову!» За отвагу и Героизм П. Андрееву присвоено звание Героя Советского Союза, В ожесточённых боях шло освобождение Белоруссии. Через мощные укрепления, реки и болота войска фронта продвигались на запад.

4 июля 1944 г. город Полоцк был освобождён. В освобождении города особо отличились лётчики 683-го штурмового авиаполка. Приказом Верховного главнокомандующего ему в числе других воинских соединений, освобождавших Полоцк, присвоено название Полоцкий, а Москва салютовала в честь войнов освободителей. После освобождения Полоцка закончился первый этап Белорусской наступательной операции. Ударами авиации было прервано движение по железной дороге Полоцк - Даугавпилс. Противник лишился возможности делать перегруппировки своих поиск.

В этот период штурмовая авиация содействовала наступлению 6 гв., 43 и 2 Гв. армий, подавляла и уничтожала огневую систему противника а районе Биржай, Спайскала, Бауска, Сурженой, Крусляй, Действовала по ж.д. эшелонам на участке Пепле, Меж, Искай, Тукумс, Каплова, а также нарушала автоперевозки противника по дорогам, уничтожала живую силу и технику противника, предпринявшего наступление на Литовском направлении в районе Кольмы, Курженай, Круспяй, Жагаре, Ауце, Лобеле. Вела разведку и фотографирование целей.

В июле 1-й Прибалтийский фронт разгромил крупную группировку противника «Щит Прибалтики». При этом авиация произвела 11443 самолётовылета, четыре раза сменила свою дислокацию.

В августе 1944 года активность боевых действий войск и авиации фронта ещё больше усилилась. В это время возросло и боевое напряжение авиации противника. Удары наших штурмовиков на поле боя значительно облегчили продвижение наступающих войск фронта на Рижском направлении, которые прорвали глубоко эшелонированную оборону противника и продвинулись до 50 км, заняв города: Бауску, Ияцаву, Вецмуйже, Янгельчава, Боллоне и почти полностью лишили противника плацдарма на южном берегу Западной Двины.

Командированием 1-го Прибалтийского фронта в сентябре 1944 года была подготовлена, а в октябре — проведена Мемельская операция в полосе по фронту 145 км на глубину 130 км. После мощной огневой подготовки силами авиации 3-я ВА войска успешно прорвали оборону противника на всю тактическую глубину. На шестой день войска фронта на 35 км. участке вышли к Балтийскому морю и завязали бои за г.Мемель.

Начались изнурительные затяжные бои. Враг оказывал яростное сопротивление, а на отдельных участках фронта концентрировал довольно сильные группировки и переходил в контрнаступление. Главные усилия 1-го Прибалтийского фронта были направлены на овладение городом Елгааа - крупным узлом коммуникаций, связывающих Прибалтику с Восточной Пруссией. Гитлеровцы сосредоточили здесь большие силы, стянули много авиации, В связи с этим полки 335-й штурмовой авиации перебазировались на передовые аэродромы: 6-й гвардейский — в Повартичи, 683-й - близ Шауляя, 826-й — на лесную полянку около села Бейнорачай. Командиры полков К.П.Заклёпа, В.Т.Болотов, Н.В.Банков ознакомились с обстановкой на данном участке фронта и определили боевые задачи.

Противник в районе Приекуля, стремясь расширить плацдарм, бросил в атаку несколько десятков танков. Их поддерживала артиллерия. На площадь нашим наземным войскам поспешили штурмовики, старший лейтенант В.Сологуб, повёл первую шестёрку. За Родину! - крикнул Сологуб и шестёрка илов обрушила бомбовый удар по врагу. Два вражеских танка загорелось. Штурмовики сделали повторный заход и подавили огонь артиллерии. Атаки беспрерывно повторялись, пока не кончился боекомплект. И вдруг из облаков вынырнули 12 немецких истребителей. Борьбу с ними могли вести только стрелки - радисты, у них ешё оставались патроны в лентах. Однако бой был непрерывный, у врага было и численное и огневое превосходство. В экипаже Сологуба воздушный стрелок оказался недостаточно опытным, в результате штурмовики возвратились на аэродром без командира группы. Командование дивизии обратило внимание лётчиков на то, что нельзя в азарте боя терять самоконтроль и расходовать весь боекомплект, оставлять запас на случай

неожиданной встречи с воздушным противником.

Немцы упорно сопротивлялись. С 27 по 31 октября они несколько раз переходили в контрнаступление, но успеха не имели. Существенный урок немцам наносили штурмовые удары лётчиков 335-й ШАД: Денисов, Макаров, Арефьев, Ковальчик, Садчиков, Федорычев, Саломатин, Дьяков, Падалко. Дивизия в этот день совершила около 500 боевых вылетов, уничтожила и подбила около 100 танков.

В обороне противника в это время важную роль играл порт Любава. Через него немецкое командование снабжало группу армии «Север», зажатую на Курляндском полуострове. Порт прикрывался большим количеством зенитных орудий истребителей. Его нужно было вывести из строя, разрешить портовые сооружения. Эта задача возлагалась на нашу авиацию.

В штабе ЗВА быстро и хорошо спланировали удар с воздуха, уточнили силы, прикрытие и возможные варианты налёта. В декабре 1944 года активность боевых действий для авиации была очень высокой. Авиачасти ЗВА совершали 10351 самолётовылетов, сбросили 2465 т.авиабомб, уничтожили 148 самолётов противника.

Войска 1-го Прибалтийского фронта, перейдя в наступление 28 января 1945 года. Овладели г.Клайпеда, завершив тем самым полное освобождение Советской Литвы. Развёртывались бои и сражения в Восточной Пруссии, здесь гитлеровцы имели хорошо организованную оборону н крупную группировку войск, насчитываемую 35 пехотных, 4 танковых и 4 моторизованные дивизии.

Группу армий «Центра поддерживал 6-й воздушный флот - 775 самолётов. Перед нашими войсками стояла задача прорвать оборону противника и разгромить его.

Штурмовые и истребительные дивизии перелетели поближе к фронту на аэродромы Тельшай и Лукники. Кенигсберском направлении было сосредоточено 696 самолётов, в том числе 141 «Ил-2». Одновременно решалась ещё одна не менее важная задача. Лётный состав обучался умению ориентироваться в условиях сложного рельефа, чтобы не допустить ошибок и избежать ударов по своим войскам.

Ежедневно на разведку Земланского полуострова, Кенигсберга и районе — южнее его вылетами лётчик 335-й ШАД Немало ценных сведений доставили летчики в штаб. Они оказали большую помощь при подготовке наступления. Наступление началось 13 января 1945 года войсками 3-го и 2-го Белорусских фронтов, их поддерживали войска 1-й, 2-й и 4-й ВА.

15 января по немецким группировкам было нанесено нашей авиацией несколько мощных и эффективных ударов» а 16 января - по опорным пунктам второй полосы. В результате мощных ударов наших войск, группа войск противника

«Север» была расчленена на три части;
- На Земландском полуострове оказались прижатыми к морю 4 дивизии;
- В Кенигсберге Заблокированного 5 дивизий с войсками крепости;
- Юго-западнее Кенигсберга окружено 20 дивизий.

Авиация также, поддерживала наступление наших войск на Клайпеду. 23 февраля 1945 года Президиум Верховного Совета СССР присвоили звание Героя Советского Союза 21 летчику ЗВА, а капитану Павлову, Иванову, Фомичу (6 гв.ШАП) и майору Смирнову Алексею Семеновичу (826 гв.ШАП) - дважды Героя Советского Союза.

22 февраля 1945 года Ставка Верховного главнокомандования упразднила 1-й Прибалтийский фронт, его армии, именовавшиеся теперь Земландской группой войск, вошли в состав З-го Белорусского фронта. С воздуха их поддерживала ЗВА, К моменту наступления в 335-й ШАД сменилось командование полков. Командира 6-го гвардейского Московского штурмовика авиаполка подполковника К.П.Заклепу сменил летчик этого же полка Герой Советского Союза майор И.А.Мушенко, командира 683-го Полоцкого авиаполка ВТ.Болотова заменил подполковника АЛ.Карпов, вместо командира 826-го Витебского авиаполка подполковника Н.В.Байкова был назначен Герой Советского Союза майор Д.И.ПомугчинскиЙ. Это были способные организаторы, пользовавшиеся авторитетом у личного состава.

Восточная Пруссия - гнездо германского милитаризма - была сильно укреплена оборонительными сооружениями, сплошь опутана колючей проволокой, изрезана противотанковыми рвами, насыщена огневыми точками, артиллерией. Немецкое командование считало эти рубежи неприступными.

Полки 335-й ШАД, перелетев на новые аэродромы, находились недалеко от линии фронта. Один из этих аэродромов обстреляла вражеская артиллерия. На ее подавление вылетели штурмовики 683-го ШАП под командованием Героя Советского Союза Г.М.Иносаридзе. Лётчики сбили сначала аэростат, который корректировал стрельбу по аэродрому, а затем нанесли удар по артиллерийским позициям. После их метких ударов обстрел прекратился. Таким образом, аэродром и самолеты были спасены. Авиаторы благодарили Иносаридзе и его ведомых за оперативную подготовку к вылету и умелые действия по подавлению вражеской артиллерии.

29 марта 1945 года войска 3-го Белорусского фронта завершили ликвидацию немецкой группировки, окружённой юго-западнее Кенигсберга. За семнадцать дней противник потерял свыше 50000 пленными и 80000 убитыми. 605 танков и самоходных орудий и 3500 полевых орудий. Началась подготовка к штурму Кенигсберга - первоклассной крепости, в которой оборонялся 135-тысячный гарнизон. Здесь вынашивались планы войны, строились танки и военные корабли, отсюда взлетали самолёты на бомбёжку наших сел и городов.

Борьба за Кенигсберг была школой боевого опыта взаимодействия авиации с наземными войсками. Наши лётчики, действуя на направлениях главных ударов, выбивая врага из укрытий, продемонстрировали высокие образцы выучки, мужества и самоотверженности. 7 апреля 1945 года штурмовики 6-го гвардейского Московского авиаполка под командованием прославленных лётчиков, героев Советского Союза И.Ф.Павлова, В.Соловьёва, С.Янковского, И.Нечаева весь день громили врага. Под их снайперскими ударами решились оборонительные узлы в Кенигсберге и пригородах.

С упорством фанатиков гитлеровцы яростно сопротивлялись в Меденау, северо-западнее Кенигсберга. Для подавления сопротивления огневых позиций вылетали штурмовики 6-го ШАП Герои Советского Союза И.Шабельников, Н.Баленко, Д.Тарасов, А.Воронов, И.Корчагин. Ведущий шёл И.Шабельников - ровный среди равных в героической пятерке. Завязался ожесточённый бой. Два самолёта Баленко и Тарасова были повреждены и покинули поле боя по приказу командира. В небе появились шесть немецких фоккеров, они ударили по ведущему, самолёт Шабельникова был подбит и

пошёл на снижение, машина была неуправляема. Приземлившись И. Шабельников и его стрелок - радист В.Мальков, отстреливаясь от немцев, бросились в сторону нашиих наземных войск. Отсекая преследователей, их прикрывал И.Корчагин. Один «Фоккер» был сбит, пять гитлеровцев, кидались то на Воронова, то на Корчагина. Отбиваясь, штурмовики тянули к. линии фронта. Но силы были неравными. Вражеские снаряды попали в мотор самолёта Корчагина. Катастрофическое положение заставило летчика произвести вынужденную посадку, И.Шабельников и В.Мальков отбивались до последнего патрона. Оба они были тяжело ранены и схвачены врагом. После допросов и пыток они были брошены в тюрьму городе Пиллау. Летчики пережили все ужасы фашистской неволи, но ничто их не сломило. В апреле войска союзников освободили пленных из лагеря, и они вернулись в свою часть. В последних боях с врагом И.Шабельников погиб. Его стрелок-радист В.Мальков встретил День Победы. После войны окончил институт и работал директором крупного завода. 9 апреля 1945 года нашли войска, овладели важным стратегическим узлом обороны немцев, Кенигсбергом в плен было взято 27 тысяч немецких солдат и офицеров.

За содействие наземным войскам, а разгроме противника личный состав 335-й ШАД получил благодарности от командиров наземных войск, а также от командующего 3-м Белорусским фронтом маршала А,М. Василевского.

Вечером 9 апреля Москва в честь взятия Кенигсберга салютовала 24 артиллерийскими залпами из 324 орудий. Это был салют мужеству, отваге, героизму всех тех, кто штурмовал и сокрушил город-крепость.

19 апреля 1945 года Указом президиума Верховного Совета СССР командующего 3-ей ВА генерал - полковнику авиации Н.Ф.Папивину было присвоено звание Героя Советского Союза.

После падения Кенигсберга начался разгром противника на Эемландском полуострове и овладение его крупной военно-морской базой Пиллау, Здесь находилось 8 дивизий и остатки 4-й немецкой армии. Противнику было предложено сложить оружие и сдаться в плен. Но ответа не последовало. Тогда войска 5, 39 и 11-й гвардейской армии перешли в наступление и 25 апреля взяли крепость и порт Пиллау. Им хорошо помогла наша авиация.

Высокое мастерство и отвагу проявили капитан Б.М.Падалко и лейтенант Н.Ф.Федоричев (683 ШАП), когда они в условиях плохой видимости подавали немецкие «фердинандов» и смогли приземлиться на своём аэродроме покрытом сплошной снежной пеленой.

Ежедневно по 3 - 5 вылетов совершали лётчики 335-й ШАД на штурмовку крепости Пиллау. Было проведено 33 воздушных боя, в которых сбито 54 вражеских самолёта. За большой вклад в дело разгрома врага в военно-морской базе Пиллау 335-й ШАД была награждена орденом Ленина и стала именоваться 335-я штурмовая Витебская ордена Ленина, Краснознамённая дивизия.

В начале мая 1945 года со всех фронтов поступали победоносные вести. Над рейхстагом 2 мая взвилось Знамя Победы- Советская Армия, ломая сопротивление врага, приближалась к столице Чехословакии — Праге, 8 мая 1945 года Штурмовики уходили громить остатки вражеских войск, В стане врага стали появляться белые флаги. Последовал приказ экипажам о прекращении атак, но немецкие смертники продолжали вести огонь по штурмовикам, некоторые из самолётов были повреждены так, что на них трудно было приземлиться. Это был последний день войны. 9 мая был получен приказ - вернуться в Либиау- Находясь на маршруте, экипажи услышали по радио официальное правительственное сообщение о безоговорочной капитуляции Гитлеровской Германии, Штурмовики открыли огонь из всех пушек. Они салютовали своей Родине, советскому народу. Они произвели салют в честь славных летчиков 335-й штурмовой Витебской ордена Ленина, Краснознаменной и ордена Суворова 2-й степени дивизии с честью выполнившими свой патриотический долг.


Материал предоставила - Павлова Лариса Павловна
 
 
БОЕВЫЕ ПУТИ
 





ВНИМАНИЕ! При использовании материалов ссылка на сайт, авторство и источник обязательна.