28-й гвардейский истребительный
Ленинградский ордена Кутузова авиационный полк

 

Боевой путь 153-го истребительного авиационного полка
28-го гвардейского истребительного Ленинградского ордена Кутузова авиационного полка

Авдеев А.Ф.
Быковец Л.А.
Грачев И.П.
Кисляков А.В.
Макаренко Н.Ф.
Мазурин Ф.М.
Миронов С.И.
Никитин А.И.
Пасько Н.Ф.
Поляков В.К.
Родионов О.
Смирнов А.С.
Углянский П.

Сформирован в декабре 1939 г. в ВВС Московского военного округа. Участвовал в Зимней войне против Финляндии. В июне 1941 г. входил в состав 55-й сад. Перед началом войны полк базировался в Кексгольме. К 22.06.41 г. имел на вооружении 66 самолетов И-153 (в том числе 7 неисправных), а также 45 МиГ-3, еще не освоенных летчиками. В начале 1942 г. полк был переведен на Волховский фронт, откуда совершал вылеты для защиты "Дороги жизни". Весной 1942 г. полк перебазировался сначала на Воронежский, а затем на Северо-Западный фронт. С июня 1942 г. полк был перевооружен самолетами P-39 "Аэрокобра". Преобразован приказом Народного комиссара обороны СССР No. 374 от 22.11.42 г. в 28-й гв.иап. В конце 1943 г. полк нес службу на 1-м Прибалтийском фронте, затем последовательно переведен на 2-й Прибалтийский и 2-й Белорусский фронты. Входил в состав 5-й гв. иад. Войну заканчивал на 3-м Белорусском фронте. В ноябре 1950 г. полк был направлен на 5 месяцев в Северную Корею.

***

В период с 23 по 26 января 1940 г. из частей 2-й авиабригады ( 11-й и 24-й иап ) на аэродроме Кубинка был сформирован полк в составе четырех эскадрилий, получивший наименование "153-й истребительный авиационный полк". Формировали полк командир полковник К.А.Катичев, военком батальонный комиссар И.А.Вошуйцев и начальник штаба майор С.Д.Кульмин. Летный состав был представлен, главным образом, молодежью с налетом всего по 50-70 ч. В период с 28 января по 10 февраля 1940 г. прямо с завода полк получил новенькие истребители И-153 "Чайка", 65 самолетов.

По окончанию формирования полк перелетел на Северо-Западный фронт, где вошел в состав ВВС 15-й армии. Первым фронтовым аэродромом в долгом боевом пути полка стал лед узкого длинного озера Каркку-Лампу. Первый свой боевой вылет в Финской войне летчики полка выполнили 23 февраля 1940 г. В память об этом событии 23 февраля отмечается не только как День Защитника Отечества, но и как полковой праздник.

Полк действовал на Питкаронтском и Петрозаводском направлениях. Последний боевой вылет в финскую войну был выполнен 13 марта 1940 г. Всего за период с 23 февраля по 13 марта было выполнено 1064 самолето-вылета, в том числе:
- 600 - на штурмовку наземных целей;
- 200 - на разведку;
- 264 - на сопровождение бомбардировщиков и патрулирование воздушного пространства.

Полк не имел потерь ни в личном составе, ни в технике. Несколько раз командующий 15-й армией Северо-Западного фронта объявлял летчикам благодарности за поддержку с воздуха сухопутных войск; 31 летчик и техник были награждены орденами и медалями.

После ликвидации Северо-Западного фронта 153-й иап передали в ВВС 8-й армии с перебазированием на аэродром Лодейное Поле. В ходе очередной реорганизации произошло расформирование 8-й армии, а полк вошел в состав 59-й легкой авиационной бригады с дислокацией на аэродроме Касимово Ленинградского военного округа. Вскоре бригада была развернута в 5-ю смешанную авиационную дивизию, которая вошла в ВВС 23-й армии.

В июне 1940 г. на период ввода советских войск во вновь появившиеся прибалтийские советские социалистические республики полк временно базировался в Белоруссии на аэродроме Идрица.

Начало Великой Отечественной войны застало полк в лагерях на аэродроме Кексгольм ( постоянный аэродром базирования Хелюли, г. Сортовала ). По состоянию на начало июня 1941 г. в полку имелось 73 самолета, 61 - И-153, остальные - И-16. 15 июня 1941 г. личный состав 3-й эскадрильи прибыл на аэродром Горелое для получения истребителей МиГ-3. Девять МиГов летчики 3-й эскадрильи перегнали в Кексгольм уже после начала войны. По заходящим на посадку "мессерам" открыли огонь свои же зенитчики. Трагедии не случилось, но несколько самолетов получили пробоины, а летчик М.Иванов был ранен в ногу.

Боевую тревогу в полку объявили в 4 ч 30 мин утра 22 июня 1941 г. Личный состав в первую очередь рассредоточил и замаскировал самолеты, которые до этого были выстроены в одну линию. "Многие думали, что объявлена учебная тревога". В 12 часов по радио выступил Молотов - началась война с Германией.

Первые полеты на поиск самолетов противника летчики полка выполнили 23 июня 1941 г., но финская авиация пока в войну не вступила. Первый по настоящему боевой вылет состоялся 25 июня, когда 15 истребителей 153-го иап нанесли бомбо-штурмовой удар по аэродрому Лаппеенранта. В результате налета на финском аэродроме пострадали ангар и приангарные постройки. В этот день полк понес первую боевую потерю - с боевого задания не вернулся младший лейтенант В.И. Поздняков. В первые дни войны "чайки" неоднократно наносили удары по финским аэродромам. Обычно на истребители подвешивали по две 150 кг бомбы. Выбор "чаек" для нанесения таких ударов не был случайным - истребители бомбили с пикирования, добиваясь высокой точности попаданий.

В течение июля 1941 г. полк вел разведку и штурмовал сухопутные войска противника в районе Иматра, Энсо, Париккала, Ристолахти, Мерия, Эско. Фактически полк воевал на два фронта: действовал над Карельским перешейком против финнов и в районе Ленинграда ( Петергоф, Пулково, Колпино, Шлиссельбург ) против германских войск. Очень часто каждый летчик полка выполнял по 7-8 боевых вылетов в день. 2 июля 1941 г. эскадрилья лейтенанта О.Родионова десятью самолетами штурмовала ж.д.станцию Иматра и наносила удары по скоплениям живой силы противника в районе Иматра - Париккала. Боевые вылеты выполнялись весь световой день, с 6 утра до 9 вечера. Всего за один день расход боекомплекта на одну эскадрилью составил 3500 кг бомб и 10 000 патронов к пулеметам. Зенитным огнем был сбит самолет командира звена лейтенанта В.Н. Дятленко. Истребитель упал на сбившую его зенитку. Сложно сказать, произошло ли это случайно, или Дятленко сознательно направил самолет на противника в последний миг своей жизни.

Боевые вылеты осуществлялись как с основного аэродрома Кексгольм, так и с аэродромов рассредоточения Саккола и Пети-Ярви. В июле финская авиация несколько раз бомбила Кексгольм. Первый налет бомбардировщики "Бленхейм" выполнили 20 июля ближе к полуночи. Бомбили с малых высот 50-кг бомбами безрезультатно. На преследование "Бленхейсмов" на истребителе МиГ-3 взлетел старший политрук Быстров, который сбил один финский бомбардировщик. Однако в этот день полк понес поистине невосполнимую утрату - на рассвете погиб Герой Советского Союза капитан Ларионов, его МиГ-3 загорелся в воздухе. Ларионов до последнего пытался спасти машину. Георгий Петрович Ларионов был удостоен звания Герой Советского Союза за боевые заслуги в советско-финской войне, а в 1941 г. был назначен командиром эскадрильи в 153-й иап.

Первую половину августа полк ударами с воздуха способствовал эвакуации через Ладогу в районе Элисенвара, Курийоки, Кексгольм группы войск генерал-майора Крюкова. В конце августа поддерживал контрудар 265-й стрелковой дивизии в направлении Рейселя, Каукола. В августе полк перебазировался в Рауту, затем в Лехтимется и Касимово.

"Чайки", помимо штурмовок наземных войск, периодически наносили удары по финским аэродромам. В августе при нанесении удара по аэродрому Майсниеми впервые были использованы приборы ВАП-6 с зажигательной смесью, на аэродроме уничтожено шесть самолетов. В сентябре эскадрилья майора Родионова нанесла удар по аэродрому Сиверский, где на земле было уничтожено до 20 самолетов противника. 11 октября "чайки" штурмовали артиллерийские позиции противника в районе Первого городка. Прямым попаданием зенитного снаряда был поврежден самолет старшего лейтенанта Мухина. Летчик получил ранения обеих ног и правой руки, но выполнил еще один заход на штурмовку, после чего вернулся в район аэродрома. При заходе на посадку летчик обнаружил, что одна опора шасси не выпускается. Раненый пилот выполнил блестящую посадку на одну лыжу. После лечения старший лейтенант Мухин вернулся в родной полк.

О боевой работе 153-го иап говорилось в сводке Совинформбюро от 14 октября 1941 г.:
"...активно действовала на фронте наша авиация. Группа летчиков под командованием лейтенанта Родионова разбомбила вражеский аэродром, на котором сожжены 9 немецких самолетов".

С сентября 1941 г. по март 1942 г. полк выполнял боевую работу с аэродромов Касимово и Новая Деревня. Основной задачей с декабря 1941 г. стало прикрытие знаменитой Дороги Жизни по льду Ладожского озера.

Полк в течение восьми месяцев принимал участие в обороне города на Неве, личный состав 153-го иап перенес вместе с ленинградцами первую блокадную зиму. За этот период было выполнено более 5000 боевых вылетов, проведено 177 воздушных боев, в ходе которых сбито 35 самолетов противника, на земле уничтожено 29 и повреждено еще 22 вражеских самолета. За боевую работу на Ленинградском фронте 5 января 1942 г. 153-й иап был представлен к награждению орденом Красного Знамени, но Краснознаменным не стал - уже в феврале 1942 г. в верха ушло представление на присвоение полку гвардейского наименования.

За участие обороне Ленинграда полку приказом НКО СССР от 4 мая 1943 г. присвоено почетное наименование "Ленинградский".

Боевые потери 153-го иап за период действий в р-не Ленинграда:
- летчиков - 24;
- самолетов - 37,
в том числе: И-153 - 22, И-16 - 6, МиГ-3 - 9.

Небоевые потери за период действий полка в р-не Ленинграда:
- летчиков - 4;
- самолетов - 8,
в том числе: И-153 - 6, И-16 - 1, МиГ-3 - 1.

Наибольшей результативности в воздушных боях добились старший лейтенант Никитин ( 66 боев, 14 сбитых ) и старший лейтенант Карпухин ( 55 боев, 11 сбитых ). Старший лейтенант Родионов выполнил 42 боевых вылета на штурмовку войск противника. Наибольшее количество боевых вылетов, по 272, произвели летчики Макаренко и Кисляков.

11 марта 1942 г. полк был отозван с Ленинградского фронта и направлен сначала в Кинешму, а затем в Иваново для переучивания на истребитель Белл "Аэрокобра 1" в составе 22-го запасного авиаполка. На вооружение 153-го иап поступило 20 "Кобр", скорее всего то были самолеты, успевшие полетать в Королевских ВВС Великобритании.

По окончании переучивания полк вошел в состав 2-й авиабригады Резерва Главного Командования Красной Армии с дислокацией на аэродроме Раменское.

В июне 1942 г. полк прибыл на Воронежский фронт и вошел в состав 244-й ближне-бомбардировочной авиационной дивизии 2-й воздушной армии. Полк последовательно базировался на аэродромах Воронеж, Левая Россошь и Липецк.

В Воронеже "Кобры" приземлились 29 июня, а 30 июня истребители уже ушли на боевое задание. Одна группа "кобр" прикрывала бомбардировщики, наносившие удар по скоплению живой силы противника в районе Мармыжей. Перед второй была поставлена редчайшая по тем временам задача "свободной охоты": вести поиск воздушного противника в районе Платовское - Выселки. В первый боевой вылет "кобры" повел командир полка Герой Советского Союза С.И.Миронов ( звания Героя удостоен за финскую войну ). В ходе выполнения "свободной охоты" была обнаружена группа самолетов противника численностью примерно в 17 бомбардировщиков. В завязавшемся воздушном бою "кобры" без потерь со своей стороны сбили семь немецких самолетов. Воздушный бой проходил непосредственно над Воронежем.

О первых боевых вылетах на Воронежском фронте в журнале боевых действий сделана следующая запись:
- Боевое задание выполнено. Сопровождаемая группа бомбардировщиков "Бостон" потерь не имеет. Проведено три воздушных боя, в результате сбито 14 самолетов противника.

По два сбитых было записано на счет командира полка майора Миронова, капитана Авдеева, капитана Макаренко, капитана Никитина, старших лейтенантов Иванова и Решетникова, по одному - на счет капитана Родионова и старшего лейтенанта Кислякова. Вполне возможно, что именно 30 июня 1942 г. состоялось боевое крещение истребителя "Аэрокобра" на советско-германском фронте.

1 июля 1942 г. полк полным составом ( 20 самолетов ) отражал налет 50 бомбардировщиков люфтваффе на Воронеж, причем бомбовому удару подвергся аэродром базирования истребителей. "Кобры" взлетели под бомбами. В этот день два самолета противника сбил майор Макаренко, но и сам получил тяжелые ранения в плечо и кисть руки, однако сумел посадить поврежденную "Кобру". За 105 штурмовок, три сбитых лично и шесть в группе майор Н.Ф.Макаренко указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1943 г. был удостоен звания Герой Советского Союза. Тем же указом звания Героя получил еще один летчик полка - майор А.И.Никитин, на боевом счету которого к февралю 1943 г. числилось 19 личных побед и четыре групповые. При отражении налета германской авиации на Воронеж 3 июля в воздушном бою получили повреждения три "кобры" ( на одной выведен из строя мотор, на двух - пробиты плоскости и фюзеляж ), еще три истребителя из-за поломок механизмов уборки/выпуска шасси были вынуждены сесть на брюхо. Все шесть истребителей были отремонтированы всего за двое суток.

В воздушном бою 23 июля 1942 г. старший лейтенант Смирнов сбил один мессер и один Ju-88, но и его "Кобра" загорелась. Бой проходил за линией фронта. На горящем истребителе Смирнов пытался тянуть к линии фронта, но не получилось. Смирнову повезло: он выпрыгнул с парашютом над расположением 27-й танковой бригады, находившейся в тылу противника. О старшем лейтенанте Смирнове речь еще пойдет ниже... Он станет не только самым результативным пилотом полка, но и вообще одним из самых удачливых асов, летавших на "Кобрах". В бою над Новой Усманью погиб при выполнении тарана Александр Авдеев.

На Воронежском фронте полк работал 87 дней, с 30 июня по 25 сентября, 59 дней были летными, то есть летчики полка выполняли боевые задания. За этот период было произведено 1070 самолето-вылетов, главным образом на сопровождение бомбардировщиков. Проведено 259 воздушных боев, в которых сбито 64 самолета противника. В этих боях отличился лично командир полка Герой Советского Союза майор Миронов: провел семь воздушных боев, сбил шесть самолетов противника ( пять лично, один в группе ).

Распределение сбитых на Воронежском фронте самолетов противника по типам:
- бомбардировщики: Ju-88 - 15, Dо-217- 1, Не-111 - 1, ФВ-198 ( так в документах полка ) - 1;
- истребители: Bf.109F - 39, Bf.110 - 1, Ме-210 - 1, Макки 200 - 4;
- корректировщики: Hs-126 - 1.

Потери полка:
- боевые: три летчика, восемь самолетов "Аэрокобра";
- небоевые: 1 летчик, два самолета "Аэрокобра".

"На Воронежском фронте летчики 153 ИАП показали, что, имея равноценную км/ч, они являются непобедимыми даже при численном превосходстве в авиации пр-ка, всегда обеспечивая господство в воздухе".

За боевую работу на Ленинградском и Воронежском фронтах 153-й истребительный полк приказом НКО СССР от 22 октября 1942 г. был преобразован в 28-й гвардейский истребительный авиационный полк ( к званию "Гвардейский" полк представлялся раньше по результатам боевой работы на Ленинградском фронте ).

Командование ВВС Красной Армии 7 августа 1942 г. специальным распоряжением выделило из состава полка особую группу в составе восьми летчиков и 28 техников во главе с майором О.М.Родионовым. Группа была снята с Воронежского фронта и направлена в распоряжение ВВС Западного фронта. В период с 8 августа по 11 сентября группа, базируясь на аэродромах Кубинка, Алферьево ( Волоколамск ) и Климово, выполнила 167 боевых вылетов, провела 68 воздушных боев, в которых было сбито и повреждено 30 самолетов противника ( в том числе сбито девять бомбардировщиков Ju-88 и четыре истребителя Bf.109 ). Собственные боевые потери группы - два самолета "Аэрокобра", два летчика получили тяжелые ранения; небоевые потери - один летчик, один самолет "Аэрокобра".

В Кубинку группа перелетела 8 сентября, отсюда "кобры" трижды летали на сопровождение бомбардировщиков Пе-2, на патрулирование воздушного пространства в районе Дубны и над аэродромом базирования. Встреча с противником произошла лишь однажды - в районе Дубны, от боя противник уклонился. С аэродрома Алферьево группа прикрывала наши войска в районе Ржев - Зубцов. Воздушный бой произошел уже в первом вылете:

"...В районе Зубцова на Н=800-1000 м встретили до 30 бомбардировщиков Ю-87 при сопровождении 8 Ме-109Ф. В результате атак наших 5 с-тов Аэрокобра сбили с-ты пр-ка: капитан Трубицын 1 Ю-87, ст.л-т. Безродный 1 Ю-87, л-т Горбань - 2 Ме-109"Ф". ...Расход боеприпасов: снаряды к пушке - 76, к/к патронов - 202, м/к патронов - 500.

На прикрытие частей 31-й армии в районе Зубцова группа летала еще два дня:

"Боевые задания выполнены. Всего в течение дня проведено 6 груп.вылетов. При выполнении боевых вылетов проведено 5 возд.боев в результате которых сбили с-ты пр-ка: капитан Милехин 1 Ю-88, ст.л-т Безродный 2 Ю-88, ст.л-т Мухин 1 Ю-88, л-т Горбань 2 Ю-88, ст.л-т Костюк 1 Ме-109"Ф", капитан Трубицын подбил 1 Ме-109"Ф", л-т Горбань подбил 1 Ме-109"Ф", сержант Крюков сбил 1 Ме-109"Ф", капитан Милехин сбил 1 Ю-88. В возд.бою участвовало с-тов пр-ка: Ме-109"Ф" - до 16, Ю-88 - до 30. Несмотря на превосходство с-тов пр-ка наших потерь нет.

...Расход боеприпасов: снарядов к пушке - 776, к/к патронов - 1917, м/к патронов - 5920.

- Всего в течение дня произведено 4 груп.вылета по 2-3-4 с-та Аэрокобра. Боевые задания выполнены. В период патрулирования встретили 4 группы с-тов пр-ка Ю-88 и Ме-109"Ф". В результате наших атак бомбардировщики противника были рассеяны. Проведено 4 возд.боя, в результате которых ст.л-т Мухин сбил 1 Ме-109"Ф".

...Расход боеприпасов: снарядов к пушке - 82, к/к патронов - 339, м/к патронов - 940".

В очередной летный день "Кобры" полка летали северо-восточнее Зубцова в район села Ивашково, ( граница Московской и Калининской областей ):

"...встретили группу бомб. 8 с-тов Ю-88 под прикрытием 4 Ме-109"Ф", в завязавшемся возд.бою подбили с-ты пр-ка: майор Родионов 1 Ю-88, капитан Милехин 1 Ю-88, ст.л-т Мухин 1 Ю-88, в процессе возд.боя предположительно сбили 3 Ме-109"Ф", майор Родионов 1 Ме-109"Ф", капитан Милехин 1 Ме-109"Ф", ст.л-т Костюк 1 Ме-109"Ф". В этих возд.боях ст.л-т Костюк будучи ранен в левую руку благополучно произвел посадку на своем аэр. ...Расход боеприпасов: снарядов к пушке - 165, к/к патронов - 650, м/к патронов - 1650".

Несколько раз выполнялись боевые вылеты на патрулирование воздушного пространства аэродрома Алферьево, но самолетов противника встречено не было.

В ряде периодических изданий встречалось описание воздушного боя, в ходе которого над Волоколамском советские истребители отразили налет большой группы вражеских бомбардировщиков, якобы собиравшихся бомбить Москву. На самом деле все обстояло не совсем так, хотя воздушный бой имел место.

"Вылет на перехват с-тов противника в р-н Волоколамск. Задание выполнено. Ю-З Волоколамска догнали до 17 с-тов Ю-88, но были скованы 4 Ме-109"Ф", которые не дали возможности провести атаку бомб. пр-ка. ...Расход боеприпасов: снарядов к пушке - 40, к/к патронов - 70, м/к патронов - 160".

Раз боевое задание выполнено, значит, удар бомбардировщиков люфтваффе был все-таки сорван, но вряд ли немцы шли к Москве: осень 1942 г. - это не лето 1941 г., когда люфтваффе пообломало себе хребет о систему ПВО столицы Советского Союза.

"Вылеты для патр. над своими войсками в р-не Суботино, Соколино и сопровожд. 9 с-тов Пе-2 в р-не с/з Дугино для нанесения бомб. удара по аэр. пр-ка. Всего в течение дня произведено 4 груп. вылета по 2-3-4 с-та Аэрокобра. В р-не патрулирования 4 с-та Аэрокобра встретили 6 Ме-109"Ф", с которыми произошел возд. бой, в результате которого ст.л-т Костюк подбил 1 Ме-109"Ф", сержант Крюков подбил 1 Ме-109"Ф". Ст.л-т Мухин в возд. бою был подбит и произвел вынужд. посадку с убран. шасси. Самолет подлежит ремонту. Сопровождаемая группа 9 с-тов Пе-2 бомб. удар нанесла по аэр. пр-ка с/з Дугино. Задание выполнили отлично. ...Расход боеприпасов: снарядов к пушке - 100, к/к патронов - 206, м/к патронов - 470".

С аэродрома Климова "Кобры" сопровождали "пешки" и штурмовики Ил-2 на бомбежку войск противника в районе Ржева. Из Климова группа перелетела сначала в Кубинку, а затем в Иваново.

В конце сентября 1942 г. полк опять прибыл в Иваново на переформирование по новому штату ( три эскадрильи ) с пополнением людьми и техникой.

По окончанию переформирования полк вошел в состав 239-й истребительной авиационной дивизии 6-й воздушной армии, на вооружении состояло 32 "Кобры". Не закончив переучивания на "Кобры", полк в составе двух эскадрилий был в срочном порядке переброшен на Северо-Западный фронт, 30 октября 1942 г. две эскадрильи с промежуточной посадкой в Люберцах перелетели на аэродром Выползово, район станции Бологое Калининской области, а 3-я эскадрилья осталась заканчивать переучивание на "Кобры" в Люберцах; она прибыла в Выползово в середине декабря 1942 г. Полку предстояло действовать в интересах Северо-Западного фронта. С октября 1942 г. по сентябрь 1943 г. полк выполнял боевые задания в районе Стрелицы, Пола, Глебовщина, Осташков, Бологое, Фирово. Чаще всего летчики прикрывали штурмовики Ил-2, ближние бомбардировщики Су-2 и бомбардировщики Пе-2. Появление "кобр" немцы заметили и оценили должным образом:

17.12.42 г. 15.16-16.25. В составе 8 с-тов Аэрокобра вылетели для прикрытия своих войск, находившихся на марше. При выполнении задания встретились с 6 Ме-109Ф, наши истребители прикрывали свои войска эшелонировано по высоте. Верхняя группа 4 с-та Аэрокобра была атакована 6 Ме-109Ф, которые стремились держать преимущество в высоте и все атаки производили сзади сверху, стараясь отрывать ведомых из пар, в течение 10 мин. возд. боя наши истребители сбили 2 Ме-109Ф, не имея своих потерь, т.к. не отрывались ведомые от своих ведущих. В последующих атаках гв.ст.батальонный комиссар, увлекшись атакой с-та противника, оторвался от своего ведущего и был подбит по причине, что истребители противника атаки проводят в большинстве случаев неожиданно и поодиночно оторвавшимся с-там. По сравнению с в/боями в ноябре м-це, в в/боях в декабре м-це 1942 г. истребители противника уменьшили свою активность и часто уклонялись от боя. Летный состав часто слышал разговоры по радио, где передавали слово "Аэрокобра". Следует делать вывод, что пр-к изучил летно-технические данные с-та "Аэрокобра".

30 декабря 1942 г. был выполнен крайне необычный во всех отношениях полет: пять "кобр" под командованием капитана Кислякова ( Кисляков - Лоренц, Безродный - Амкаладзе, Пасько ), сопровождали Ту-2 в полете на разведку обороны Демянского котла в районе Рамушево - Залучье. Количество самолетов Ту-2 в ВВС Красной Армии в тот период исчислялась единицами. На маршруте группа была атакована восьмеркой истребителей Bf.109F. Превосходящий по численности противник был разгромлен наголову: четыре "мессера" сбиты, три - повреждены. "Кобры" потерь не имели, Ту-2 также благополучно вернулся на базу. Статистика потерь и побед в воздушных боях - штука лукавая, однако в данном случае результат подтвержден абсолютно: трое выпрыгнувших с парашютом немецких пилотов ( Пауль Гротхофф, Генрих Браун и Эмиль Коппельберг ) попали в плен. Потом их привезли в расположение 28-го иап для наглядной, так сказать, демонстрации и агитации. Правда, "агитационный материал", судя по фотографиям, успели перед встречей с гвардейцами немного подрихтовать.

О пленных была напечатана заметка в газете "Сокол Родины", заметка называлась "Мессеры" на допросе":

"Переводчик вызывает их по очереди: Гротхофф Пауль, Коппельберг Эмиль, Браун Генрих. И по очереди каждому задает вопрос: "Как вас сбили?" Унтер-офицер Пауль Гротхофф отвечает: "Советского истребителя я не видел. Очевидно, он так быстро зашел мне в хвост, что моей опытности в данном случае оказалось недостаточно. Это был, по-видимому, хороший стрелок - он сбил меня первой очередью. Впрочем, многого

я сказать не могу, ибо очнулся только на пересыльном пункте для пленных". Фельдфебель Эмиль Коппельберг отвечает: "Советского истребителя я видел. Он атаковал меня, когда я уходил от зенитного огня, а когда заметил, было поздно - разбитый, я падал. Если вспомнить, что в воздухе я провел более пяти тысяч часов, то можно сказать, что сбил меня большой советский ас". Лишь унтер-офицер Генрих Браун успел заметить, как его сбил капитан Кисляков: "Мне попался противник, с которым я ничего не мог сделать, хотя и атаковал его 2 раза. Если меня сбили, значит советский летчик переиграл своим умением драться и превосходством своей техники пилотирования. До этого я провел более 70 воздушных боев".

- Это не новички, а поседевшие шакалы! У самого молодого из них - Гротхоффа - 800 часов налета. Признаваться в превосходстве советских летчиков им приходится скрипя зубами: их сбили молодые летчики. У фельдфебеля Коппельберга переводчик спросил: "Вы давно прибыли на Восточный фронт?" "29 декабря явился на аэродром, 30 декабря был сбит". Коппельберг летает с 1935 г., воюет с сентября 1939 г. Английские летчики в Голландии проломили ему череп. У него повреждены пальцы. Он долго валялся по госпиталям, был в долгосрочном отпуску. Он - летный полуинвалид, а после ранения летал на транспортных самолетах. Потом его сделали инструктором летной школы, а сейчас снова направили в действующую часть. Это типичный летный поскребыш, каких Геринг вынужден сейчас посылать в бой. ...Было время, когда "мессера" на допросе дерзили и отвечали с вызывающим нахальством. Сегодня они сидят, похожими на мокрых куриц. Вся их наглость пропала без следа".

В заметке отчетливо проступают следы агитпропа, что не удивительно и вполне понятно. На обороте фотографии, сделанной 31 декабря 1942 г. С.Немцовом, есть любопытная приписка: "Во время беседы с ними 31/ХII 1942г. лейтенант Г.Браун кричал на сержантов и запретил им отвечать на наши вопросы". Кстати, Браун в заметке назван унтер-офицером. На фотографии звания указаны следующие: Браун - лейтенант, Гротхофф и Коппельсберг - сержанты.

За устроенный разгром "мессеров" пилоты "Кобр" получили показательную выволочку от командующего воздушной армией генерал-майора Кондратюка. В горячке боя истребители забыли про разведчика, который выполнял задание Ставки ВГК. К счастью, все обошлось: Ту-2 благополучно сел на аэродроме Выползово. Данный случай показателен в том отношении, что далеко не всегда успешность боевой работы летчиков-истребителей оценивается по количеству сбитых ими самолетов противника. Речь зашла о дисциплинарном взыскании "отличившихся", но потом в виде наказания летчиков заставили расписать подробности боя в газете "Сокол Родины", ну а закончилось все как положено - орденами. Победителей не судят!

В мае 1943 г. "Кобры" часто летали на сопровождение штурмовиков в район озера Ильмень:
24.6.43г. 19.50-21.10. 4 с-та Аэрокобра под командованием гвардии капитана Кислякова совместно с 2 с-тами Киттихаук вылетели для сопровождения группы штурмовиков 8 с-тов с задачей обеспечения бомбового и штурмового удара по скоплению войск пр-ка в р-не п.Песочки. Группу штурм. 8 Ил-2 встретили над аэр. Жерновка. Боевой порядок был построен следующим образом: 8 с-тов Ил-2 двумя четверками в правом пеленге; группа непосредственного прикрытия - 2 с-та Киттихаук шли с превышением над штурмовиками на 50-100 мт. и 2 с-та Аэрокобра с превышением в 100-200 мт.; ударная группа - 4 с-та Аэрокобра шла с превышением над с-тами Ил-2 на 400-500 мт. Вся группа с-тов через аэр. Вины и северную часть оз.Ильмень вышла на насел. пункт Медведь, откуда прошли до ж.д. разъезда Низы ( 10 км сев. Сольцы ). В это время с ведущего с-та Ил-2 было дано 2 красных ракеты, что означало приближение с-тов пр-ка. В это время 20.20, Н=1500 мт. сзади снизу к с-там Ил-2 стали подходить 4 ФВ-190. Кроме того, к ударной группе подошло сначала 2, а затем еще 4 ФВ-190. Таким образом, наши с-ты подверглись атаке 10 ФВ-190. 20.25 с Н-1500 мт. группа с-тов Ил-2, сбросив бомб, груз в 15-20 клм. СВ п.Сольцы, развернулась и пошла прежним строем курсом на ЮВ. Группа непосредственного прикрытия несколько раз отсекала с-ты пр-ка ФВ-190, не давая им возможности атаковать Ил-2. Ударная группа - 4 с-та Аэрокобра вела непрерывный возд. бой с 6-ю ФВ-190. СВ аэр. Сольцы группа с-тов Ил-2 подверглась атаке еще 6 ФВ-190, с которыми 2 с-та Аэрокобра и 2 с-та Киттихаук вступили в возд. бой; ведя бой в р-не Б.Данилово, потеряли из виду уходящие "змейкой" 8 Ил-2, которых больше не видели. Ожесточенный возд. бой продолжался до северного берега оз.Ильмень, при этом наши самолеты вели возд. бой с оттягиванием на Восток; атаки производились со всех сторон. В ходе возд. боя гвардии капитан Кисляков сбил 1 ФВ-190, который загорелся в воздухе и упал в 10-12 клм. западнее Сольцы. Гвардии мл.л-т Пасько сбил 1 ФВ-190, который упал в 8-10 клм. западнее Сольцы. Наши летчики наблюдали, как один из с-тов Ил-2 поочередно сбил 2 ФВ-190. Истребители потеряли 1 с-т Киттихаук.

- Вывод: 1. Самолетам пр-ка при своем большом численном превосходстве удалось связать боем прикрывающую и ударную группы наших истребителей и, не дав возможности оторваться с-там Аэрокобра и Киттихаук от истребителей пр-ка, откололи группу штурмовиков 8 с-тов Ил-2.

2. истребители сопровождения свою основную задачу прикрывать группу штурмовиков Ил-2 не выполнили, допустив отрыв от них, дали возможность истребителям пр-ка безнаказанно вести бой с группой штурмовиков".

Командир 28 Г ИАП гв.подполковник Родионов
Начальник штаба 28 Г ИАП гв.подполковник Степанов

Полеты на сопровождение Илов продолжались и в июне:

"При сопровождении штурмовиков 4 Ил-2 - 12.6.43 г.5 с-тов Аэрокобра встретились с 4-мя ФВ-190. Наши истребители Аэрокобра вынуждены были вести возд. бой, не отрываясь от группы штурмовиков Ил-2. Пользуясь этим, истребители пр-ка ФВ-190, атаковывая сверху сзади со стороны солнца, сбили 1 с-т Аэрокобра - летчик гв.лейтенант Поддубный В.Е. После воздушного боя не вернулся с боевого задания гв. майор Банщиков Е.Е. Потеря 2-х экипажей 12.6.43 г. в воздушном бою с с-тами пр-ка произошла вследствии плохого взаимодействия между группой 4 Як-7Б ( ударная группа ) и группой 5 с-тов Аэрокобра ( группа непосредственного прикрытия штурмовиков Ил-2 ). Плохое взаимодействие выразилось в отсутствии радиосвязи между группами и зрительной связи между ними, уход группы Як-7 за облачность и на большое удаление с превышением на 800-1000 мт".

Случались на Северо-Западном фронте у пилотов "Кобр" победы, которые принято считать "легкими" - уничтожение самолетов-корректировщиков и аэростатов:

"8.5.43 г. 4 с-та Аэрокобра под командованием гвардии ст.л-та Смирнова вылетели на сопровождение 5 Ил-2 в р-н Старая Русса. 6.30 при подходе к цели гв.ст. л-т Смирнов увидел 1 ХШ-126 на Н=2000 мт. в р-не Глушицы - Деревково, который корректировал артогонь пр-ка. После первой атаки с-т пр-ка начал уходить, но был атакован с боков сзади гв.старшиной Насоновым в паре с пилотом 68-го ГИАП Калмыковым, после чего с-т пр-ка горящим упал ЮЗ 4-6 клм. Старая Русса в р-не Ногаткино.

- 28.6.43 г. 2 с-та Аэрокобра под командованием гв.мл.л-та Чаплиева при выполнении тренировочного полета была наведена по радио с КП Антипово для уничтожения поднявшегося аэростата пр-ка в р-не Анишино. При приближении наших истребителей к аэростату, он начал спускаться, ЗП пр-ка открыли по нашим с-там интенсивный огонь, но после первой атаки, проведенной с горизонтального полета, гв.мл.л-том Чаплиевым, аэростат пр-ка загорелся и из него выбросился один парашютист. Сбитие аэростата подтверждено постом ВНОС".

Знаменитые на Восточном фронте корректировщики Fw-189, известные как "рамы", легкой добычей, однако, никогда не считались. В августе 1943 г. летчики полка уничтожили две "рамы": "4.8.43 г. гв.мл.л-ты Чаплиев и Быковец вылетели по вызову постов ВНОС с задачей уничтожения с-та - корректировщика ФВ-189 в р-не Князева. На Н=2000мт. наши истребители настигли с-т пр-ка в р-не Липовицы. Быковец произвел первую атаку с правого виража снизу, после чего у ФВ-189 задымился правый мотор. 2-ю атаку произвел Чаплиев сверху сзади, после чего стрелок на с-те пр-ка был убит, а ФВ-189 дымящимся продолжал уходить со снижением на свою территорию. В р-не Старая Русса произвели 3-ю атаку сзади одновременно, Чаплиев сверху, а Быковец снизу с дистанции 50 мт., после чего с-т пр-ка загорелся в воздухе и упал в р-не В.Козанка, что подтверждают посты ПВО 21 ОБ ВНОС и наземные войска 34 Армии.

17.8.43 г. гв.капитан Смирнов и гв.л-т Козловский вылетели на перехват с-та пр-ка ФВ-189 в р-не аэр. Дрегло. На Н=2000 мт. рацией с земли были наведены на ФВ-189 в р-не Отвидно, который шел по линии фронта курсом 360 град. При подходе наших истребителей, с-т пр-ка развернулся с курсом 270 град, и ушел вверх в облачность; гв.л-т Козловский последовал за ним, а гв.капитан Смирнов остался под облачностью. С-т пр-ка ФВ-189, выйдя над облачностью, увидел, что его преследует истребитель и снова резко пробил облачность и вышел ниже нее на 150- 200 мт., где был атакован гв.капитаном Смирновым. После первой атаки сзади сверху с-т пр-ка задымился, но продолжал уходить на свою территорию. После этого гв.капитан Смирнов и гв.л-т Козловский произвели поочередно 3 последовательных атаки сзади сверху и снизу, последнюю атаку гв.капитан Смирнов произвел с бреющего полета под ракурсом 2/4 после чего с-т ФВ-189 горящим упал в р-не ст.Перетерка".

"Кобры", хотя и нечасто, выполняли штурмовку наземных войск и топили плавсредства противника в озере Ильмень. Так, 21 августа Кисляков и Быковец потопили в озере Ильмень ( озеро иногда называют Русским морем ) семь лодок.

За период действий полка на Северо-Западном фронте летчики полка сбили 83 самолета противника, повредили 13 и уничтожили четыре аэростата наблюдения. На шоссе Москва -Санкт-Петербург в районе селения Крестцы установлен на постаменте истребитель МиГ-19 - памятник летчикам Северо-Западного фронта, в том числе и пилотам 28-го гв. иап. Символично, что с конца 50-х годов полк базируется на Тверской земле, совсем недалеко от района боевых действий 1942-1943 гг., а на вооружении полка в свое время состояли истребители-перехватчики МиГ-19.

В конце сентября 1943 г. полк в составе 22 экипажей вместе с девятью прикомандированными экипажами 68-го гв. иап перебазировался на аэродром Березка, где временно вошел в оперативное подчинение 3-й воздушной армии Калининского фронта. В течение месяца летчики совершенствовали летную и боевую подготовку, выполняя учебно-тренировочные полеты, в том числе в сложных метеоусловиях по приборам. В этот период в полку имелось 26 истребителей "Аэрокобра". В начале октября полк принимал участие в Невельской наступательной операции, в результате которой части Калининского фронта освободили город Невель и вышли на подступы к Витебску. В ходе Невельской операции боевой счет полка пополнился 60 сбитыми самолетами противника ( в том числе 22 бомбардировщика ), собственные потери составили: один пилот и восемь самолетов. Запись из Журнала боевых действий:

"10 октября ( 14.50 ) 8 самолетов "Аэрокобра" под командованием капитана А.С.Смирнова вылетели для прикрытия своих войск. В 15.00 на высоте 3000 м в районе г.Невель встретили 4 "фоккера", с которыми завязался воздушный бой. После двух лобовых атак истребители противника вышли из боя. Через 5 минут встретили еще 2 ФВ-190. Атаковав противника, летчик Смирнов сбил одну машину, которая упала в 10 км западнее города Невель. Второй самолет сбил летчик Козловский. Через 5 минут вновь встретили два фашистских истребителя. В результате четвертой атаки одного сбил пилот майор Исаев, второй "фоккер", уклонившись от боя, ушел с набором высоты. В 15.30 на высоте 4000 м в районе Воронина встретили 12 Хе-111. Вновь - атаки. В результате одного фашистского бомбардировщика сбил Исаев, другие, рассыпавшись и сбросив беспорядочно бомбы, ушли за линию фронта. В этом же бою, отсекая от бомбардировщиков сопровождавших истребителей, наши летчики сбили 5 немецких самолетов. Преследовать бомбардировщиков не стали из-за исхода горючего".

За лично сбитые 16 самолетов противника командир эскадрильи гвардии капитан А.С.Смирнов Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 сентября 1943 г. был удостоен звания Герой Советского Союза. Осенью 1943 г. капитану Смирнову повезло, как редко кому везло на войне - он летал и сражался с врагом над своим родным домом: деревней Пальцево Рамешковского района Калининской области. Алексей Семенович Смирнов всю войну прошел в одном полку. День победы встретил командиром эскадрильи, гвардии майором, на его счету числилось 457 боевых вылетов, 72 проведенных воздушных боя, 34 лично сбитых самолетов противника и одна победа, одержанная в составе группы ( четыре победы одержаны на "Чайках", остальные - на "Аэрокобрах" ).

Многие известные асы наибольших успехов добивались, действуя в составе слетанных пар, когда ведомый понимал ведущего даже не с полуслова, а без слов: Кожедуб - Мухин, Покрышкин - Голубев. Был такой ведомый у Алексея Смирнова - Петр Углянский. На счету ведомого ни много, ни мало - 13 сбитых. В районе Старой Руссы пара Смирнов - Углянский в одной атаке сбила сразу всю четверку Вf.109; 2 марта 1943 г. капитан Смирнов сбил два Fw-190 - первые "фоккеры", уничтоженные "в чистую" пилотами 28-го гв. иап. Вообще же первый "фоккер" в лобовой атаке сбил Петр Углянский, но его "Кобра" также получила повреждения. Углянский был вынужден сесть на лед озера Круглое.

Невельская операция стала последней для Калининского фронта, с 20 октября 1943 г. он стал 1-м Прибалтийским фронтом.

В декабре 1943 г. полк в составе 5-й гвардейской Валдайской иад ( бывшей 239-й иад ) в связи с реорганизацией фронтов вошел в состав 15-й воздушной армии 2-го Прибалтийского фронта. Фактически полк оставался в двойном подчинении, так как дивизия входила в состав 11-й истребительного авиационного корпуса Резерва Главного Командования.

С января по июнь 1944 г. полк пополнялся матчастью и личным составом на аэродроме Семенки. По состоянию на 1 апреля 1944 г. в полку имелось 35 истребителей Р-39 "Аэрокобра" ( 31 исправный, 4 неисправных ), на 1 июня - 41. По окончанию доукомплектования 8 июня 1944 г. полк убыл на аэродром Журидово, на 1-й Прибалтийский фронт в 5-ю гвардейскую иад 11-го иак. За 19 летных дней июня было выполнено 684 боевых вылета на прикрытие ударных самолетов, штурмовку, разведку, свободную охоту и блокировку аэродромов противника. В июле 1944 г. полк, следуя за наступающими частями 1-го Прибалтийского фронта, сменил несколько аэродромов, произвел почти тысячу боевых вылетов и способствовал освобождению городов Полоцк, Паневежис, Шауляй.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1944 г. за образцовое выполнение боевых заданий на 1-м Прибалтийском фронте полк был награжден орденом Кутузова III степени. С октября 1942 по сентябрь 1944 гг. полком командовал Олег Маркович Родионов. В числе немногих советских летчиков он был награжден Золотым рыцарским крестом Британской империи. В сентябре 1944 г. гвардии подполковник Родионов получил назначение на должность заместителя командира 9-й гвардейской Мариупольской истребительной авиадивизии, которой командовал полковник А.И.Покрышкин. Подполковник Родионов погиб в конце апреля 1945 г. под Берлином в возрасте всего 26 лет.

После ухода Родионова на повышение полк принял гвардии майор Борис Дмитриевич Милехин. 22 июня 1941 г. Борис Милехин встретил, будучи рядовым пилотом 153-го иап - всю войну, от первого до последнего ее дня в одном полку. В начале войны на истребителе МиГ-3 Милехин выполнил 117 боевых вылетов, затем летал на "кобрах". После войны Б.Д.Милехин дослужился до генерал-лейтенанта.

В составе 1-го и 2-го Прибалтийских фронтов полк произвел 4462 боевых вылета.

Со второй половины февраля 1945 г. полк работал с аэродрома Павунден ( 16 км севернее Кенигсберга ) в интересах 3-го Белорусского фронта.

Конец войны, но напряжение боев только возрастало. В марте - 600 боевых вылетов, в апреле - 1090, в том числе 537 самолето-вылетов на блокирование и штурмовку аэродромов противника, 367 - нанесение ударов по живой силе и технике противника, 93 - на сопровождение бомбардировщиков Ту-2 и Пе-2, 24 - на свободную охоту. В апреле 1945 г. на вооружении 28-го гв. иап состояло 59 истребителей Р-39 "Аэрокобра". Полк принимал участие в штурме Кенигсберга. На боевые задания гвардейцы неоднократно летали вместе с летчиками из полка “Нормандия – Неман”.

В первых числах мая 1945 г. полк срочным порядком перебросили в район Шауляя для действий против Курляндской группировки германских войск.

За время Великой Отечественной войны летчики полка уничтожили 509 самолетов противника, 12 аэростатов, 19 танков, 184 артиллерийских орудия, 85 минометов, три бронепоезда, пять паровозов, 330 ж.д. вагонов, 40 мотоциклов, 905 автомашин, большое количество живой силы. Собственные боевые потери полка составили 64 летчика, шесть человек инженерно-технического состава и 94 самолета. Девять летчиков полка были удостоены звания Герой Советского Союза ( четверым -Ф.М.Мазурину, Н.Ф.Пасько, А.В.Кислякову и Л.А.Быковцу звание Героя присвоено указом от 18 августа 1945 г. ), А.С.Смирнов стал дважды Героем.

В Параде Победы в Москве приняли участие А.С.Смирнов, Л.А.Быковец, Ф.М.Мазурин, С.И.Коробов, Б.Д.Милехин.


 
 
БОЕВЫЕ ПУТИ
 





ВНИМАНИЕ! При использовании материалов ссылка на сайт, авторство и источник обязательна.