Командир эскадрильи 15-го гвардейского штурмового авиационного полка 277-й штурмовой авиационной дивизии.
Родился 25 мая 1919 году в селе Егорьевка Касторенского района Курской области в семье крестьянина. Русский. Окончил школу ФЗУ.
В Красной Армии с 1939 года. В 1940 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков.
На фронтах Великой Отечественной войны с июля 1941. Воевал в составе 15-го гвардейского штурмового авиационного полка на Западном, Ленинградском и 3-м Белорусском фронтах. Проявил высокое мастерство при выполнении особо сложных заданий на самолёте-штурмовике. Разыскал в непроглядной метели и уничтожил фашистскую дальнобойную батарею, которая обстреливала улицы Ленинграда. В другом полёте обнаружил и разбомбил незамеченный разведкой хорошо замаскированный железнодорожный эшелон с военной техникой. Одним из первых штурмовиков затопил в открытом море фашистский транспорт. К сентябрю 1944 года в должности командира авиационной эскадрильи 15-го гвардейского штурмового авиационного полка (Ленинградский фронт) совершил 193 боевых вылета, нанёс противнику большой урон в живой силе и технике.
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 5992) капитану Мыльникову Григорию Михайловичу присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года за мужество и героизм, проявленные в боях.
В дальнейшем его полк сражался в составе 1-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта. В январе 1945 на подступах к Кёнигсбергу под его руководством шестёрка Ил-2 с предельной точностью нанесла сокрушительные штурмовые удары по танкам и огневым точкам противника, находившимся в опасной близости от нашей пехоты. К февралю 1945 довёл счёт до 223 боевых вылетов.
Второй медалью "Золотая Звезда" за новые боевые подвиги, совершенные на фронте, майор Мыльников Григорий Михайлович награжден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года.
За несколько дней до конца войны отважный лётчик-штурмовик получил тяжёлое ранение. С 1945 года майор Мыльников Г.М. - в запасе по состоянию здоровья. В 1954 году он окончил Институт народного хозяйства имени Плеханова, жил в городе-герое Москве, работал по специальности. Скончался 26 сентября 1979 года. Посмертно Г.М. Мыльникову присвоено звание гвардии подполковника. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
Награждён орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.
Бронзовый бюст Героя установлен в селе Егорьека Курской области.
С первых месяцев войны младший лейтенант Мыльников участвовал в боях. Штурмовой полк, в котором он находился, базировался под Ленинградом.
В яростных воздушных схватках с сильным и опытным противником молодой летчик приобрел опыт, закалял характер. Старательно изучал Мыльников действия в бою старших товарищей, тактику врага, кропотливо отбирал самое ценное, что могло пригодиться в дальнейшем. Постепенно приходило мастерство. Через несколько месяцев после начала войны он уже считался одним из лучших летчиков в полку.
Зимой, когда немцы плотным кольцом окружили израненный, голодающий город, ленинградцы впервые услышали фамилию Мыльникова.
В сложных метеоусловиях -приктически при нулевой видимости Мыльников вместе со своим напарником Палагушиным сумел уничтожить вражескую батарею обстреливающуюю осажденный город.
Прошло несколько недель. Командир полка Герой Советского Союза майор А.П. Цветенко приказал Мыльникову нанести удар по минометной батарее.
На этот раз погода была на редкость хорошая. Легкие облака скользили по необъятному простору голубого неба. В воздухе чувствовался запах весны, хотя землю еще покрывал снег. Вершины холмов выступали темными пятнами, над которыми прозрачной дымкой поднимался теплый воздух.
Нева осталась позади. Штурмовики подходили к цели. Цели нет... Внизу только ровная заснеженная поверхность с темными лентами дорог. Мыльников не мог смириться с мыслью, что полет будет безрезультатным. Чувство долга и ответственности заставило его трезво оценить обстановку. И он дал команду на разворот. Внезапно слева из-за деревьев одна за другой поднялись струйки дыма и растаяли в небе.
"Что же это такое?"-подумал Мыльников. И, не успев проанализировать, что толкнуло его принять решение, он приказал группе развернуться и повел ее в ту сторону, где продолжали расплываться в небе клочья дыма.
Через мгновения увидели, как по железнодорожному полотну от Гатчины в сторону Мги шел состав. На открытых платформах стояли зеленые танки, торчали толстые стволы самоходных пушек. Паровоз был выкрашен в белый цвет. Он медленно двигался, увлекая за собой огромный эшелон.
Штурмовики с ходу пошли в атаку. Сброшены бомбы. Крутой разворот. Мыльников зашел спереди на паровоз и выпустил длинную очередь из пушек.
После посадки Мыльников прибыл в штаб и доложил командиру, что заданней цели не обнаружили, но нанесли удар по эшелону с танками и артиллерией.
Командир с недоумением посмотрел на него.
-Откуда там такой эшелон?-удивился он.-Ты представляешь, как это важно? Значит, фашисты в районе Мги готовят наступление.
Через несколько часов в указанный Мыльниковым район по приказу командующего был послан самолет-разведчик, который сфотографировал атакованный штурмовиками эшелон. На снимке были видны горящие вагоны, перевернутые танки и орудия, лежащий на боку паровоз. За этот вылет маршал Говоров объявил всей группе благодарность, а Григорий Мыльников был награжден орденом Александра Невского.
Наблюдательность, быстрая реакция, умение мгновенно принять правильное решение помогли Мыльникову обнаружить эшелон. А летом 1944 года эти качества летчика опять сыграли большую роль, помогли устранить угрозу, нависшую над его полком.
Дело было так. Мыльников летел ведущим небольшой группы. Недалеко от аэродрома находился редкий лесок. При полете над ним Григорий заметил, как несколько человек мотнулись с поляны к деревьям.
"Что это за люди?-подумал он.-Если наши бойцы, то они не будут прятаться от нас. Значит, враги. И так близко от аэродрома? Нельзя, чтобы они оставались здесь". Группа развернулась и над самыми верхушками деревьев пролетела в сторону аэродрома. При этом Мыльников несколько раз качнул крыльями. Еще заход. Штурмовики не стреляли и не сбрасывали бомб, но фашисты поняли, что они обнаружены, а скрыться некуда...
И когда группа пролетела над ними в третий раз, несколько человек подняли руки вверх и побежали в сторону полета штурмовиков. В следующий заход летчики увидели, что из леса выходит большая группа фашистов. Мыльников передал по радио на аэродром, что самолеты "гонят пленных". Вскоре взвод охраны разоружил группу фашистов, которую "взяли в плен" штурмовики. Как потом выяснилось, это была диверсионная группа, ей было поручено произвести налет на аэродром, уничтожить охрану и самолеты, склады горючего и боеприпасов. Фашисты ожидали наступления темноты, но Мыльников вовремя обнаружил их.
Однажды Мыльников получил несколько необычное задание-нанести удар по вражескому кораблю.
Готовился к полету тщательно. Над морем трудно вести визуальную ориентировку. Однообразная водная поверхность только кое-где расцвечена темными и светлыми пятнами-тенями от облаков, издали похожими то на плавающие льдины, то на фантастические острова. Хорошо изучил и береговую полосу, все характерные ориентиры вблизи нее.
Вылетел рано утром. Набрал заданную высоту. Внизу были видны характерные ориентиры-озеро, разбитая пристань на берегу.
Мыльников еще раз уточнил курс, скорость, высоту. Где-то неподалеку должна быть цель. Но найти корабль нелегко.
Серое, затянутое облаками небо, тускло-зеленая вода внизу. Не видно горизонта, небо и вода сливаются. Тучи все ниже. Их становится все больше. Самолет начинает потряхивать. Впереди темное, почти черное пятно. Тряска усиливается. Справа наползают кучевые облака. Самолет приближается к району цели. Машина послушна, все идет как надо. Но вот неизвестно, откуда в самолете появился дым.
"В чем же дело? Что горит? Ясно-на борту пожар. Что же делать? До аэродрома далеко. А до цели? Главное-цель, корабль. И его нужно уничтожить. А дыма все больше. Может, все-таки возвратиться? Тогда корабль подойдет к берегу и высадит фашистов, оружие, снаряды, мины, патроны".
Спешка не в характере Мыльникова. Он выключил все потребители электроэнергии и перешел на аварийную сеть. А дым плотной пеленой окутывал все внутри и, казалось, проникал в мозг, туманил мысли. Нужно немедленно что-то делать...
В эти опасные для жизни минуты Мыльников не дрогнул, не растерялся. Он сумел взять себя в руки, преодолеть страх, продолжал думать о том, как выполнить боевую задачу. Чувство долга подчинило все остальное.
Маневрировать становилось все сложнее, от дыма першило в горле, слезились глаза. Мышцы всего тела ныли от напряжения. Перед вылетом один из опытных летчиков, не раз летавший на морские цели, рассказывал, какие особенности нужно помнить во время поиска, как атаковать, но не мог же он предположить, что все сложится так: болтанка, дым в кабине, низкая облачность. А усталость наливала тело. Она давила, прижимала к сиденью, туманила сознание... Но вот впереди мелькнула среди волн черная точка и тут же исчезла. Может, показалось? Нет, вот она снова появилась...
Мыльников пристально вглядывался. "Да, это-цель. Наконец-то!".
Мыльников резко повел самолет на снижение, направив его на центр вражеского транспорта.
Желтые вспышки слепят глаза. Огонь ведут зенитные пулеметы и пушки. От разрывов снарядов самолет несколько раз подбросило. Но цель уже близко. Летчик нажимает кнопки бомбосбрасывателя.
Удар был точным. Разворачивая самолет, Мыльников стал смотреть на место, где шел корабль, и увидел огромные взрывы. Корабль был уничтожен.
Но что же произошло в самолете? Причина выяснилась только после возвращения домой. Виноватым оказался техник самолета.
Вроде бы небольшую оплошность допустил техник, готовивший самолет к вылету. Он не осмотрел как следует машину, не заметил, что много лишней смазки на тягах управления. Смазка попада на детали, которые в полете сильно нагревались, начала испаряться и дымить. И вот к чему это привело! Боевая задача была выполнена только благодаря хладнокровию, мужеству и мастерству летчика.
Особенно запомнился Мыльникову и его товарищам такой боевой вылет.
Это было в январе 1945 года. Наши войска подошли к южной окраине Кенигсберга. Подступы к нему оказались укрепленными. Танки, стоявшие плотно друг к другу, открыли сильный огонь. Мины и надолбы мешали движению нашей техники, и пехота залегла.
Мыльников получил приказание шестеркой "илов" нанести удар по огневым точкам противника и помочь войскам ворваться в город.
Придя в район цели, наши штурмовики восемь раз атаковали врага. И когда группа легла на обратный курс, летчики увидели, что советские бойцы машут им вслед руками. Сразу после посадки Мыльникова вызвал командир.-Как бомбил? Своих не задел?-тревожно спросил он.-Ударили точно,-коротко ответил Мыльников.-Ну, держись: только что передали, что генерал Хрюкин находился на КП и сам видел вашу работу. Сейчас на ПО-2 сюда вылетел.
Мыльников молчал. Он еще раз вспоминал всю штурмовку. Нет, все правильно!
Через несколько минут легкий ПО-2 приземлился и подрулил к старту. Выслушав рапорт командира полка, генерал Т.Т. Хрюкин приказал выстроить летный состав. Когда летчики построились, генерал спросил:
-Кто вылетал два часа назад шестеркой?
По его тону нельзя было определить, что таится за вопросом, и летчики встревожились: неужели ударили по своим? Мыльников и его ведомые вышли из строя. Полк замер. Генерал сделал несколько шагов им навстречу и сказал:
-Спасибо вам. Молодцы. Помогли войскам, да еще как! Лично проверю, чтобы вас наградили за этот полет!
За несколько дней до конца войны Мыльников попал в госпиталь. Ранение было тяжелым. И когда он поправился, из авиации пришлось уходить... Тяжело было штурмовику расставаться с любимым делом, но он не пал духом.